Главная · Красота · Как объяснить ребенку что такое цель. Краски Жизни - всё для осознанного воспитания. Что делать, если ребенок не справляется с поставленной для него задачей

Как объяснить ребенку что такое цель. Краски Жизни - всё для осознанного воспитания. Что делать, если ребенок не справляется с поставленной для него задачей

Как родители мы хотим, чтобы наши дети получили от жизни самое лучшее и были готовы к любому вызову, который жизнь может им бросить. Никто ведь не мечтает, чтобы его ребенок вырос слабым и безвольным человеком и оказался неспособным достичь успеха. В таком случае, есть ли способ подготовить детей к предстоящему жизненному пути и обеспечить им успех? Ведь мало хотеть чего-то, нужно работать и развиваться в этом направлении.

Чего делать не стоит

Эффективный способ развить личность ваших детей и претворить в жизнь ваши планы насчет его и/или ее будущего – определиться с целями. Тут можно выделить две основных задачи: научить ребенка контролировать свои эмоции и привить навыки решать проблемы. Вооружившись этими способностями, ваши дети смогут преодолеть практически любые трудности, которые могут встать на пути их развития.

Есть определенные моменты, которые надо учитывать, ставя перед детьми цели. Не увлекайтесь слишком сильно и не придумывайте нереальных целей, не соответствующих возрасту ребенка. Многие родители, даже если сами далеки от совершенства, становятся перфекционистами, когда речь заходит о детях. Они хотят воспитать из своего чада юного гения. И делают постановку целей своим инструментом. Изначально неверные мотивы родителей могут иметь неприятные последствия для будущего детей. Например, ребенок замкнется в себе, не в силах вынести груз родительских ожиданий.

За примерами не надо ходить далеко. Расскажу такой случай из жизни. Знакомую девушку, назовем ее Валерия, отец воспитывал жестко. Сам он в свое время не сумел сделать спортивную карьеру, но дочь решил выбить в мастера спорта как минимум. И она до этой планки почти дошла – получила кандидата в мастера по шахматам , постоянно участвовала в соревнованиях. И шахматы при этом ненавидела всей душой – так ей надоела и сама игра, и постоянное давление родителя. Избавившись от его опеки, спортивную карьеру девушка забросила. Правда, спустя немало времени все же смогла вернуться в шахматам – но только в качестве необязательного и ни к чему не обязывающего хобби.

Цели простые, сложные, всякие…

Важно, чтобы родители осознали истинное назначение целеполагания для детей, прежде чем предпримут какие-то действия. Вам стоит быть ориентиром для своих детей и помочь им двигаться в правильном направлении. Но не идите заманчиво-легким путем манипуляций, превращая ребенка в человека, которым, по вашему мнению, он обязан стать.

Чем раньше вы займетесь целями, тем лучше. Пускай их сложность растет вместе с вашими детьми, и тогда от подростка можно будет ожидать более сложных и ответственных выборов при решении трудных задач.

Вместе с тем, не стоит ставить своим детям и слишком простые цели. Из-за которых у ребенка может сложиться ошибочное мнение, будто он может получить от жизни желаемое минимальными усилиями. В идеале родителям стоит намечать такие цели, которые бросаю вызов ребенку, способствуют его развитию, но не лишают уверенности в себе. В теории звучит не слишком понятно, да?

С чего же начать

Прежде чем взять на себя роль «постановщика задач» для своего маленького (или не очень – у кого как) исполнителя, оцените эмоциональное состояние ребенка. То есть если ребенок утомлен или подавлен, в этот период лучше не нагружать его слишком сильно. Зато если настроение приподнятое, а энергия прямо бурлит – самое время решать трудные задачки. Другими словами, уровень сложности задачи прямо пропорционален способности ребенка ее выполнить.

Поскольку опыта у родителей больше, здравого смысла, вроде бы, тоже, мамам и папам предстоит роль модераторов. Стоять над происходящим, подсказывать ребенку пути решения проблемы, давать советы и обеспечивать поддержку. Расскажите детям, что жизнь может преподнести им немало неприятных сюрпризов, выстроить неожиданные препятствия – и к этому надо подготовиться. И совсем не обязательное условие – знать единственно правильный путь рушить проблему. Что действительно нужно, так это сохранять позитивный настрой и готовность решить проблему, используя все свои знания, таланты и смекалку. Девизом можно взять: «Пробуй, пока не получится».

И тут позитивные примеры очень помогут донести ваши идеи до ребенка. Расскажите им о паралимпийцах, преодолевших свои немощи и неудачи. Об Альберте Эйнтшейне, который плохо учился в школе, а позднее открыл теорию относительности. О Стивене Хокинге, которому тяжелая болезнь и паралич не помешали стать одним из величайших ученых своего времени. Об актерах, которые провалили все на свете прослушивания, но не теряли веры в себя и в конце концов стали настоящими звездами. О, уверена, вы сможете подобрать свои вдохновляющие примеры.

«Пробуй, пока не получится»

И в нашей повседневной жизни мы можем отыскать людей, которые победили обстоятельства. Некоторые из них наверняка бы сказали: прежде чем бросать все силы на решение какой-то проблемы или задачи, продумай все возможные и доступные пути решения, а потом уж действуй.

Только не стоит зацикливаться. Часто бывает так, что сосредотачиваясь на деталях, мы долго не решаемся действовать. Постановка реальных и достижимых целей дает детям ценный урок: не стоит слишком долго переживать из-за ошибок или неудач. Действуйте смелее и не бойтесь поражений – они всегда только этап, а не конец пути.

Совсем как в популярной поговорке: «Даже если вас проглотили, у вас всегда есть два выхода».

Научите детей, что даже если они не знают, как поступить и с чего начать, это не значит, что попытка окажется неудачной. Пускай начнут решать какую-то задачу – и вдохновение, дельные идеи сами собой придут в процессе. Стоит только сосредоточиться на различных возможностях, которые уже содержит в себе любая ситуация.

«Нервы держи в узде»

Еще одно, если хотите, «правило» целеполагания для детей – помогите им научиться держать эмоции в узде. Необдуманные, импульсивные действия и отсутствие самоконтроля могут в будущем сыграть роль препятствия, ограничителя на пути развития личности ребенка. Конечно, малыши и даже подростки не могут контролировать себя так же хорошо, как взрослые. Но чем раньше посеять эти семена, тем быстрее они дадут всходы. И тем лучше ваш сын или дочь смогут контролировать свои порывы в повседневной жизни. Вот почему умение управлять своими чувствами и желаниями так важно для достижения целей.

Возьмем для примера систему воспитания детей, принятую в Японии. Маленький японец – царь и тиран своей семьи. Ему все можно, малыша балуют и во всем ему потакают. Но достигнув пятилетнего возраста, ребенок попадает в совершенно новый мир. Мир строгих правил, этикета, обязанностей. Какую-то часть обычаев и правил поведения он получает в игровой форме. Но многое прививают родители, общество путем прямых запретов и приказов. Не такие ли правила воспитания делают азиатов (японцев, китайцев, корейцев) такими эффективными и успешными?

"Сильнее всех – владеющий собой"

Самоконтроль – всего лишь привычка, которую вы можете привить своим детям с раннего возраста. Большинству ребят сложно контролировать себя, ведь для них сиюминутное желание – что-то совершенно естественное, требующее немедленного удовлетворения. Но если вы время от времени будете ставить перед ребенком небольшие задачи, постепенно он обретет способность подчинять свои желания и эмоции воле.

Возьмем такой пример. Ребенок мечтает о какой-то игрушке, книге и т.п. Предположим, карманные деньги выдаются ему раз в неделю. Предложите ему не тратить все свои деньги сразу, а скопить нужную сумму, откладывая деньги на карманные расходы в копилку. Выбирая, купить что-то действительно желанное в будущем или спустить все деньги на сиюминутные желания прямо сейчас, ребенок учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Другой пример. Делать домашнюю работу ребенку не хочется, а хочется сразу после школы отправиться гулять с друзьями. Вы могли бы объяснить ему: отложив веселые игры на время, чтобы выполнить домашние задания, он потом получит дополнительный свободный час.

Эти небольшие примеры постановки целей для детей, которые научат их сдерживать свои желания и помогут приобрести практичный подход к жизни.

Будьте рядом

Определяя детям цели, очень важно обеспечивать им и «обратную связь». Она важна для повышения уровня доверия вашего ребенка и поможет ему оценивать себя объективно. Когда ребенок достиг намеченного результата, можно обсудить, какими путями и какими средствами он добился целей, одобряете ли вы их. Будьте честны при этом и не захваливайте детей впустую, пытаясь повысить их самооценку. Если хвалить ребенка незаслуженно, он не сможет составить адекватного мнения о себе самом, и в будущем это может принести неприятности ему и окружающим.

Ставить детям цели нужно затем, чтобы их личности развивались, и они учились смотреть на жизнь в позитивном ключе. Не нужно фокусироваться на победах или проигрышах как таковых, лучше воспринимать каждое событие как урок и источник полезного опыта. В конечном итоге, задача родителя в том, чтобы разработать цели так, чтобы ребенок смог обойтись своими силами и не чувствовал давления на любом из этапов. Если вы справитесь, постановка целей может стать очень эффективным инструментом воспитания и обучения.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными. О том, как помочь ребенку овладеть ими, рассказывает детский коуч Марина Ким.

Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения - это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.

Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.

Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность - слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.

Таким образом, бизнес задает вектор развития для каждого сотрудника в отдельности и для всей корпорации в целом. Некоторые переносят такой подход из бизнес-среды в частную жизнь - ставят и личные цели, не связанные с работой.

Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.

Поставить перед собой задачу: помочь ребенку

Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми

Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.

В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча - в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.

Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.


Проработать жизненные ценности: понять, какая цель правильная

Цель должна:

Соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок - маленькая цель)

Базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя

Основная задача родителей - помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.

Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.

Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.

Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности - это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»


Проанализировать таблицу: понять, какие показатели важны


Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей

В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться» , вы поймете «масштаб бедствия».

Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.

Если же имеющиеся знания - капля в море, а список того, что необходимо освоить, - безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты - заложить необходимое количество времени.

Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.

Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.


Стать поддержкой для ребенка и найти ресурсы


Главное для ребенка - поддержка и забота родителей

Для любого ребенка его родители - огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.

Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.

Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска дополнительных ресурсов.

Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».

Если вдруг вы также испытываете проблемы с постановкой целей, то рекомендуем вам пройти по следующим ссылкам:

  1. . Тренер Светлана Ризаева подготовила для вас бесплатный онлайн-тренинг по целеполаганию, в котором она учит реализовывать мечты через их структурирование и трансформирование в конкретные цели.
  2. . В этом бесплатном онлайн-курсе по постановке целей личный коуч Тимур Ядгаров раскрывает секреты формулирования самодостигающихся 4D-целей.
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс… Они добились успеха и известности без помощи родительских денег и связей. О таких людях говорят – сделали себя сами. В странах Запада их называют «селф-мейд». Специалисты утверждают, что корни успешности человека кроются в правильном подходе к воспитанию. О принципах, которые помогут родителям воспитать ребенка, способного стать «селф-мейд», рассказывает «Я родитель».

    Принцип №1. Достижение результата только собственными усилиями

    Основная задача родителей, решившихся воспитывать ребенка по селф-мейд – научить его самостоятельно достигать результатов. Это вовсе не значит бросить его на произвол судьбы. Скорее, научить ребенка преодолевать препятствия.

    Если ребенок хочет что-то получить – не нужно давать ему желаемое сразу же. Для начала стоит спросить, зачем ему это нужно, что он будет с этим делать и как он намерен этого добиться. Так вы поможете ему реально оценить свое желание, взвесить все за и против.

    Если всегда идти у ребенка на поводу, он никогда не станет самостоятельным, и не поймет, что у него есть собственный потенциал (понимание того, что он может сделать намного больше, чем ему кажется). Вы должны всегда поддерживать свое дитя, верить в его возможности, но при этом учить его действовать самостоятельно.

    Принцип №2. Осознание последствий собственных действий

    Принципы селф-мейд предполагают и обучение ребенка пониманию последствий собственных действий. Важно, чтобы он знал, что ошибка – это следствие его неправильных действий,и что он сам может ее исправить.

    К примеру, если ребенок принес из школы плохую оценку, не стоит наказывать его и ругаться. Лучше взять с него обещание исправить неудовлетворительный результат.

    Принцип №3. Постановка целей

    Умение ставить перед собой цели – ключ к успешной жизни. Научите вашего ребенка ставить перед собой определенные задачи и осознавать, какие усилия ему нужно будет приложить, чтобы его мечты осуществились.

    Ни в коем случае не выбирайте цели за ребенка, он должен делать это самостоятельно. Если, к примеру, вы когда-то мечтали о карьере спортсмена, но вам так и не удалось реализоваться в этой области, не перекидывайте воплощение собственной мечты на свое чадо. Только если ребенок сам по-настоящему хочет попробовать себя в профессиональном спорте, ему это удастся. Если же цель навязанная – вряд ли он добьется хороших результатов, но время будет потеряно.

    Не ломайте ребенку крылья, даже если он выбирает для себя профессию музыканта или актера. Лучше помогите ему определить порядок действий, т.е. поставить промежуточные цели на короткие дистанции – например, на этой неделе записаться в кружок игры на гитаре, на следующей – выучить основные ноты, еще через месяц – сыграть любимую мелодию и т.д. Дети, в силу своего возраста, еще не умеют мыслить наперед, т.е. определив конкретное желание (например, стать актером), они пока еще не могут понять, что именно для этого придется сделать, поэтому лучше им помогать - ставить краткосрочные цели и хвалить за их достижения.

    Принцип №4. Правильная мотивация

    Правильная мотивация – залог успеха. Помогайте своему ребенку мотивировать себя на дальнейшие успехи. Сделать это можно исходя из особенностей своего ребенка. Всегда поощряйте малыша за проделанную работу. Но поощрение должно быть не в денежной форме: сходите вместе в зоопарк, кинотеатр, дельфинарий или предоставьте ребенку выбор блюд для вечернего ужина. Таким образом, ребенок будет понимать, что двигаться к поставленным целям очень приятно. И не забывайте про устную похвалу - мотивирующие высказывания от родителей могут стать внушительным стимулом.

    Принцип №5 Решение конфликтов

    С конфликтами сталкивается каждый человек. И ваш ребенок не исключение. Важно не решать сложные ситуации за него, а подсказывать малышу, как ему справиться с проблемой самостоятельно.

    Объясните ребенку, что агрессия может быть только формой самозащиты, но никак не нападением. Проговаривайте все возможные ситуации выхода из конфликтов и сложившихся противоречий, направляйте своего ребенка, но никогда не действуйте вместо него или от его имени. Дети должны сами разбираться между собой без вмешательства со стороны взрослых – только это способствует воспитанию в них ответственности за собственные поступки.

    Виктория Котлярова

    По мере взросления каждый ребенок, начиная с самого рождения, делает выводы о себе в первую очередь со слов окружающих и в зависимости от их отношения. Наиболее остро этот вопрос встает, когда ребенок приходит в школу, в новый коллектив, но основные переживания наступают в подростковый период.

    Заинтересовать ребенка, чтобы ему понравилось учиться, часто не так просто. Родителям приходится прикладывать к этому немало времени и сил. Когда заканчиваются терпение и фантазии на помощь приходят психологи.

    Ваш малыш отказывается от еды? Ваш ребенок плохо ест, и вы не можете добиться, чтоб малыш съел хоть что-нибудь? Питание ребенка – это больная тема для вашей семьи? Вы не одиноки в этой проблеме. Многие родители очень обеспокоены тем, что их ребенок то ест, то не ест совсем. Эта проблема столь же важна и актуальна, как и обеспечение безопасности детей дома. И что же делать, чтобы избежать сражений с малышом при каждом приеме пищи?

    Неконтролируемые вспышки гнева, необузданная ярость – такие чувства не красят никого. Особенно если взрослые кричат на детей. Знакомо? «Остывая» и вспоминая потом свои необузданные вспышки гнева, возникает неудовлетворенность собой и острое чувство вины по отношению к своему чаду. Как справиться с приступами агрессии и быть спокойными родителями?

    В современном мире сводные семьи - распространенное явление. Общество спокойно относится к новым бракам между супругами, у которых уже есть дети. Однако, для детей это большой стресс. Нередко объединение двух семей приводит к соперничеству между сводными братьями и сестрами.

    Наверное, едва ли не самая сложная задача для родителей - научиться стоять в стороне и смотреть, как их дети ставят перед собой цели и не могут их достичь. Когда дети говорят о крушении надежд и своем бессилии, естественной реакцией некоторых родителей будет защитить их от разочарования. Взрослые вмешиваются в учебу своих детей и переписывают, например, заданное на дом сочинение. Они спорят с тренером о том, почему их детей не взяли в школьную сборную, настаивают па том, чтобы учитель повысил ребенку оценку, или пишут записку с требованием продлить срок сдачи задания. У всех подобных поступков есть общая подоплека: ими вы пытаетесь оградить детей от разочарования, несправедливого обращения или возможной неудачи.

    Однако умение справляться с неудачей и совершенными ошибками, учиться па них и ставить новые цели - это жизненно важный навык. Сталкиваясь с проблемами и трудностями, дети вырабатывают стойкость и характер . Они узнают, что ошибки в жизни неизбежны, и их самоуважение не страдает, когда они ошибаются. И наоборот, родители, которые ограждают детей от разочарований и неудач, тем самым невольно показывают детям, что те не способны ‘Преодолевать трудности самостоятельно, и приучают их сдаваться, как только задача становится слишком сложной.

    Как же помочь своим детям понять, что прожить без ошибок и неудач невозможно? Как научить своих детей ставить перед собой реальные цели и безболезненно приходить в себя, если дела пошли не по плану? Мы подскажем, что можно сделать, чтобы выработать у ребенка позитивный взгляд на совершение ошибок и на необходимость учиться па них, а также на постановку целей.

    Помогите своим детям ставить цели

    Возможно, ваш ребенок хочет играть в школьной футбольной команде, попасть на доску почета ил и отказаться от какой-нибудь плохой привычки, например перестать грызть ногти. Может быть, у вашего ребенка есть стимул начать питаться здоровой пищей или лучше развить спортивные навыки. Какими бы ни были их цели, помогите своим детям определить необходимые для их достижения шаги. Для этого помогите им:

    Ставить перед собой конкретную, а не обобщенную цель. Например, ваша дочь говорит, что хочет лучше учиться в школе. Помогите ей немного сузить поле деятельности, пояснив, чего же именно она хочет достичь. Утверждение, что она хочет получить пятерку по французскому, звучит конкретнее, чем желание стать лучшей ученицей в классе.

    Устанавливать реалистичное время для достижения цели. Эту цель легко достичь в ближайшем будущем или ваш ребенок будет стремиться к ней длительное время?

    Разбивать цель на маленькие этапы. Некоторые цели сначала кажутся недостижимыми. Нельзя похудеть на 15 килограммов или подготовить и разослать 10 заявлений о зачислении в колледжи за один вечер. Помогите своим детям легче добиваться поставленных целей, объяснив им, как разбить их на мелкие задачи. Например, если вашему сыну за три недели надо создать 45-минутную компьютерную презентацию для урока естествознания, расскажите ему, что первые два дня нужно собирать информацию, на третий набросать раскадровку и т. д.

    Не потерять сосредоточенности . Даже при очень четком плане результат может не соответствовать желаемому. В таком случае помогите детям вернуться назад и подумать, что им нужно сделать, чтобы достичь своих целей.

    Представить, как они будут жить в ближайшие шесть месяцев . Если они решат продолжать добиваться цели, каков должен быть конечный результат и какие чувства они будут испытывать? И наоборот, что они почувствуют, если не попытаются достичь своей цели или сдадутся?

    Подавайте пример

    Дети - внимательные наблюдатели. Они смотрят, как вы преодолеваете трудности, они наблюдают за вашими реакциями на неудачи и провалы. Думайте о том, как вы реагируете, когда сталкиваетесь с ситуацией, в которой можете потерпеть неудачу. Видят ли ваши дети, как вы берете препятствия приступом, ставите цели и подбираете пути решения их, если ваши первые попытки не увенчались успехом? Можете ли вы служить примером гибкости и решительности? Или они видят, как вы отступаете? Находите ли вы оправдание своим ошибкам, осуждая других или жалуясь, что задача слишком тяжела? Хотя демонстрация правильного отношения к ошибкам не гарантирует, что ваши дети будут поступать так же, она все же дает им пример, которому им нужно следовать.

    Несовершенные родители

    Порой лучше всего подбодрить детей is обучении может возможность увидеть, что их родители тоже не совершенны. Когда вы делаете ошибку - говорите, что же вы сделали неправильно: забыли, что должны были испечь для школьного праздника тридцать кексиков или опоздали па родительское собрание. Но обязательно добавляйте, чему вы научились на своей ошибке - например, с этого дня вы будете выходить на десять минут раньше или будете вести календарь, чтобы помнить, когда наступает ваша очередь нести в школу угощение.

    И еще: вместо того чтобы говорить детям, что делать ошибки - это нормально, расскажите им о вашем собственном опыте из детства. Например, вы очень хотели играть в школьном театре, но так перенервничали, что на спектакле забыли все свои реплики. Поделитесь с детьми тем, что вы чувствовали, когда совершили ошибку, а также, как вы справились с трудностями. Расскажите, чему вы научились и что вы делали по-другому, когда вышли на сцену в следующий раз. Не забывайте подчеркивать, что вы пережили это поражение, - и тогда ваши дети переживут свои.

    Используйте ошибки в качестве обучающих моментов

    Иногда, вне зависимости от того, насколько усердно ваши дети стараются достичь цели, им это не удается. Возможно, им помешали какие-то внешние факторы, а возможно, они просто сделали ряд ошибок на пути к цели. В любом случае они могут огорчаться и беспокоиться о том, как бы не совершить таких же ошибок снова.

    Когда такое случается, ваши дети могут отказаться от новых попыток. Вероятно, они попросят вас сделать дело за них. Как бы ни был велик соблазн оградить их от трудностей, все же настаивайте, чтобы они сделали еще одну попытку, и спросите, что, по их мнению, они могли бы сделать по-другому. Чему научил их опыт? Мягко укажите на то, что они сделали неправильно, и подчеркните то, что им удалось.

    Опять же, важно подчеркнуть, что далеко не всем все удается с первой попытки. Все так или иначе ошибаются - на спортивных мероприятиях, на выступлениях, в играх, в школе. Когда и ваши дети, в свою очередь, ошибаются, предложите им хорошенько подумать о новых способах и новых стратегиях, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

    Выказывайте безграничную любовь

    Очень важно отделять понимание того, что ваш ребенок потерпел неудачу, от представления, что ваш ребенок - неудачник. Будьте осторожны, чтобы не привить ребенку это чувство. В моменты гнева или раздражения у вас могут ненароком вырваться утверждения вроде:

    1. Как ты мог такое сделать?
    2. Ты никогда меня не слушаешь!
    3. Что с тобой случилось?
    4. Ты такой неуклюжий.
    5. Я же тебе говорила, что ничего не выйдет.

    Все эти утверждения снижают самоуважение ребенка. Помните также о том, что если ваши дети будут бояться, что вы рассердитесь, накажете их, будете меньше их любить за ошибки, они научатся скрывать от вас все свои неверные шаги. И они с меньшей вероятностью решатся в будущем ставить перед собой сложные задачи, так как будут бояться неудачи.

    Сценарий самого худшего

    Когда вы видите, что ваши дети, боясь неудачи, сомневаются, браться ли им за что-то новое или ставить ли перед собою какую-то цель, спросите их, что самое плохое может случиться, если они сделают попытку и потерпят поражение. Да, они расстроятся, но, возможно, чему-то научатся па горьком опыте. В большинстве случаев последствия неудачи будут совсем не так масштабны и ужасны, как думали дети.

    Важность целей и ошибок

    Очень часто детям не удается достичь своих целей, потому что они совершают ошибки, расстраиваются и сдаются. Взрослый вы или ребенок, ошибки являются частью жизни. Подумайте над следующими сведениями, которые предоставляет Калифорнийская комиссия по повышению самоуважения и личной и общественной ответственности.

    Ошибки - естественная часть жизни. Мы учимся на своем опыте; ошибки и провалы могут научить нас куда лучше удач и успехов. Эйнштейн провалил выпускной экзамен по математике. Эдисон перепробовал около 9000 видов нитей накала, прежде чем нашел ту, которая бы работала в электрической лампочке. Уолт Дисней пять раз становился банкротом, прежде чем был построен Диснейленд. Если мы примем свои ошибки, мы сможем продолжать рисковать, узнавать новое и двигаться дальше с воодушевлением и удовлетворением.

    Подумайте о том, насколько изменилась бы наша жизнь, если бы эти преуспевающие, талантливые люди сдались при первом же провале их экспериментов. Они могут служить вдохновляющим примером для вашего неустрашимого затейника.