Главная · Мужчина · Если ребенок в год не умеет жевать. Как научить ребенка жевать — советы логопеда. Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Если ребенок в год не умеет жевать. Как научить ребенка жевать — советы логопеда. Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Взято от сюда http://www.medkrug.ru/article/show/2884. Может поможет.

Сосательный рефлекс действительно заложен природой, но даже первое прикладывание к груди не всегда проходит гладко: младенцу нужно приспособиться. Здесь помогает действие самого сильного стимула - голода. Способность пережевывать плотную пищу - не безусловный рефлекс и приобретается сложнее. А действие голода родители исключают, утоляя его в избытке протертой пищей...Нужно ли заставлять ребенка голодать?

Учим малыша жевать

Нет, конечно. Этого нельзя делать ни в коем случае! Но на определенном этапе прикорма надо предлагать ребенку пищу, более густую, чем мамино молочко, которую просто глотать уже не получается, и приходится работать челюстями, губами и язычком, чтобы сформировать пищевой комочек и продвинуть его вглубь, к горлышку, тогда и сработает глотательный рефлекс.

Мама годовалой Катеньки возражает: «Но я ведь дочке плотную пищу тоже предлагаю, а она все еще никак не хочет жевать. Иногда откусит своими шестью зубками кусочек булки или яблочка, подержит за щекой, а потом выплюнет».

Печалится и мама крепенького бутуза: «А моему Темочке уже 1 год 9 месяцев, но он все еще жевать не умеет и не хочет. Сколько можно протирать ему еду? Нас это очень тревожит. Ведь малышу, наверное, вредно так долго «сидеть» на кашах, пюре и фарше».

Такая тревога понятна. Это действительно вредно. Пища в данном случае недостаточно смешивается со слюной и почти не пропитывается ею. Поэтому и желудочный сок, и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо, не набирают силу. Желудочно-кишечный тракт, образно говоря, становится ленивым, получая только слишком нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. Он из нее давно вырос, как... из маленьких штанишек. Пищеварение тоже должно совершенствоваться, упражняться, работать, причем вовремя.

Любой живой организм экономен, он тут же урезает неработающей системе рацион. Если подросшего ребенка продолжают кормить протертой пищей, желудочно-кишечному тракту нет необходимости «работать», и приток крови к органам системы пищеварения сокращается. В результате не упражняется и не развивается ферментный аппарат, не набирает силу мышечный слой желудка к кишечника.

Переваривать и усваивать более грубую и плотную пищу, а также продвигать отработанную массу и освобождаться от нее будет затруднительно. С точки зрения стоматолога, это тоже важная проблема. Жевательные мышцы не упражняются, не развиваются. Это может отрицательно повлиять на формирование овала и формы лица, а что еще важнее - на формирование прикуса. Исправить прикус будет трудно, одно спасение - помощь ортодонта, но исправление - процесс длительный и не очень приятный. Легче предупредить возможные нарушения.

Как научить малыша жевать

Почему ребенок не желает жевать? Ленится? Или его надо обучать жеванию? Это трудности не отдельно взятого малыша. Сегодня такая картина, к сожалению» встречается все чаще. Готовые пюре для детского питания очень удобны для мамочек, особенно для молодых. Приготовление пищи и кормление не занимает личного времени, детки на этих продуктах хорошо прибавляют в весе. Все довольны - малыш здоров. Но время идет, ребенку скоро 2 года, а он все еще признает только протертые супчики и пюре. Тут родители и начинают волноваться. Что делать?

Методики обучения жеванию не существует, да в ней и нет необходимости. Надо просто вовремя создавать такие условия, чтобы малыш пытался жевать, понемногу развивал этот необходимый навык. Обычно дети довольно рано и без проблем начинают справляться с плотной пищей. Но многие и после 10 месяцев предпочитают все протертое, то, что само соскальзывает с ложки в рот и его надо лишь проглотить.

Подрастающим деткам поначалу очень трудно жевать, непривычно, да и болезненно. Зубки, прорезываясь, травмируют десны, нажимать на них больно. А тут еще мама не стимулирует жевание и продолжает кормить кроху пищей, которая увековечена в шуточной народной поговорке: «Не жуй и не глотай, только брови подымай».

Когда учить малыша жевать

Очень рано! Ведь дети в состоянии пережевывать густую пищу, как только у них появляются зубки, хотя бы только резцы. И даже когда зубки еще не прорезались малыш уже может пережевывать не слишком плотную пищу.

Если вы предпочитаете готовое детское питание промышленного изготовления, то каждый раз читайте маркировки на баночках и коробках: на какой возраст эти продукты рассчитаны. Практически у всех фирм-изготовителей каши, а также фруктовые, овощные и мясные пюре предназначены малышам определенного возраста, по ступеням. Эти ступени разнятся между собой как раз степенью измельченности пюре. Вовремя переходите на менее измельченные и более густые и даже комковатые продукты, чтобы крохе приходилось работать язычком, губами и челюстями. Кормить такими пюре из бутылочки, через соску просто технически не получится. Вольно или невольно маме приходится пользоваться ложечкой. Это очень важно для развития навыков нормальной еды.

Уже 8-месячному ребенку периодически предлагайте более густые и плотные (но не твердые) крупяные сгусточки размером с лесной орешек, положенные в обычную протертую кашку.

Одна мама давала дочке сушку уже в 6 месяцев. Девочка играла с бубликом, брала его в ротик, мусолила, пытаясь откусить хоть маленький кусочек. Край сушки в конце концов смачивался слюной, и размоченные крошечки попадали в рот, а малышка их с видимым наслаждением рассасывала и съедала.
Но что полезного содержится в сушке? Ценных нутриентов (питательных веществ) в ней действительно совсем немного, в основном - рафинированная мука, калории. Но свежие простые сушки вкусны, аппетитно пахнут, и возникает желание ими полакомиться. Ведь для детишек, как и для нас, взрослых, натуральные цельные продукты гораздо вкуснее протертых.

Попробуйте размочить ту же сушку и приготовить из нее пюре. У такой кашицеобразной пищи и вкуса-то толком неразобрать. А когда малышка мусолит сушку, она ощущает ее вкус, у крохи активно вырабатывается слюна. Смоченные слюной крошечки малышка уже в силах пожевать и проглотить - вот вам и ценнейшее упражнение. Разумеется, сушка не должна быть сдобной. сладкой или посыпанной маком и кунжутом. Подходят лишь так называемые «простые» баранки. Для упражнения в жевании они хороши еще и тем, что ребенок практически не рискует подавиться, в отличие от хлеба, сухарика или яблочка. Однако присматривать за малышом, когда он что бы то ни было тянет в рот, все равно нужно.

Когда малыша переводить на «взрослый стол»

Постепенно! Начинайте с 7-8 месяцев давать все более густую пищу, не разводите пюре до такой степени, чтобы оно походило на суп. Все дети разные: одни сразу отдают предпочтение более плотной пище, сами берут со стола кусочки отварных овощей и пробуют их на зубок, другие не проявляют ни желания, ни инициативы. Попробуйте такого маленького консерватора сажать за семейный стол, пусть отведает «взрослый» супчик, например картофельный, вермишелевый, из шпината или из цветной капусты. Дайте ему кусочек воздушной паровой котлетки, еще лучше - приготовьте для всех фрикадельки по детской рецептуре, пусть малыш пытается жевать под вашим наблюдением, чтобы не поперхнулся.

Раскладывайте на плоской тарелке «радугу» из брусочков отварной красной моркови, янтарной репки, зеленых букетиков брокколи, белых бутонов цветной капусты. Берите их сами с тарелки и ешьте, похваливая и наслаждаясь. Любой ребенок склонен подражать взрослым и непременно заинтересуется яркими овощами. Пусть берет руками эту «хватательную» еду, пробует жевать то одно, то другое. Если поначалу жевать не очень получается, докормите кроху привычным для него протертым питанием.

По материалам статьи «Мы учимся жевать!».

учить жевать и все. что делать. или и далее все ей мельчить всю жизнь. давайте кусочковую пищу и показывайте. Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.