Главная · Образы · Застревание аффекта. Застревающий тип. Проблемы акцентуированных личностей. Методики лечения акцентуаций различных типов

Застревание аффекта. Застревающий тип. Проблемы акцентуированных личностей. Методики лечения акцентуаций различных типов

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Недавно я узнал о таком понятии как — застревающий тип личности. В данном вопросе, мне помогла разобраться Алина Журавина. Она профессиональный психолог, гештальт-терапевт. Долго говорить не буду, давайте вместе изучим, что же это такое.

Описание

Из самого названия не трудно догадаться об основной черте таких людей, то есть умении длительно задерживаться на каком-то событии или чувстве. Его ещё называют аффективно-застойным, а всё потому, что переживания, зашкаливающие по своей интенсивности обычно кратковременные, но не в этом случае. Мысли постоянно прокручиваются в голове, что даёт новую волну чувств.

Чтобы было понятнее, приведу пример: если человека с другим типом характера разозлить и не дать возможности проявить эту злость, то какой бы силы она ни была, на следующий день она точно преобразуется в раздражение или обиду, сожаление, возможно грусть. Но застревающий, стоит только вспомнить об этой ситуации, снова прочувствует ту же агрессию, как будто всё случилось только что.

Поэтому, если даже невзначай обидеть такого человека, будьте уверены, он обязательно отомстит, но особо облегчения не почувствует. Отпустить и простить не сможет, поэтому до конца дней своих будет помнить об этом инциденте. Этот тип акцентуации очень не любит несправедливость, только по отношению к себе, поэтому, если кто-то ущемит его самолюбие или гордость – беды не избежать.

Его ещё называют мстительным и обидчивым

Потому что очень уязвим, несмотря на всю мощь предъявляемых аффектов. И если объективно рассматривать какую-то ситуацию, любой другой человек не увидит причин для подобных реакций, но для аффективного человека они будут весомыми. Он ненасытен в плане поощрений, похвалы, ощущения насыщенности в этих темах не испытывает.

Больше остальных видов склонен к возникновению паранойи. Так как постоянный контроль поведения других людей по отношению к себе приводит к подозрительности, которая как раз со временем угрожает перерасти в психоз.

Застревающий тип склонен также к ревности, особенно в парах, где другой партнёр позволяет себе кокетство и флирт. В таком случае, доверия к нему не будет, и все попытки доказать свою верность окажутся бесполезными.

Такие люди любят чёткость, поэтому всё делят на «белое» и «чёрное», «хорошее» и «плохое»… Из-за такого расщепления им сложно приспособиться к каким-либо изменениям. Правда, по их мнению, может быть только на одной стороне, хотя на самом деле, если посмотреть на ситуацию, она может быть у каждого участника конфликта. Важно уметь слышать другого и находить компромисс, а не упорно доказывать своё.

Что делать?

Помочь может глубинная работа над собой, осознание своих сложностей и коррекция типов реакции на любые раздражители. То есть, важно научиться свои фантазии и переживания тестировать с реальностью, спрашивая у так называемого обидчика, с какой целью он совершил какой-то поступок, и правда ли планировал ранить, нанести ущерб.

  • Застревающий тип акцентуации
  • Преодолей кризис
  • Как бороться с застреванием

Слово «застрял» в русском языке имеет отрицательный оттенок. Застрять можно не только физически (в лесу, в болоте, в сугробе), но и психологически: «застрять в интересах, в возрасте». Термин этот придумал еще Фрейд. Что же это такое и как с этим быть?

Как считал Фрейд, и что стало теперь одним из постулатов общей психологии, застревание на какой-то определенной фазе становления психики приводит в дальнейшем к возникновению негативных явлений: неврозов и комплексов.

Согласно теории Фрейда, ребенок фиксируется на одной из стадий развития, связанной с удовольствием. Психотравма, случившаяся в этот период, накладывает на личность сильный отпечаток:

  • застревание на оральной фазе будет способствовать тому, что во взрослом возрасте он будет ждать поддержки и одобрения от окружающих;
  • на анальной фазе - скорее приведет к перфекционизму или повышенной импульсивности;
  • на фаллической стадии - приведет, согласно теории Фрейда, к повышенному вниманию к своему телу, часто выражающемуся в вызывающей манере одеваться. Женщины будут при этом стремиться к обольщению всех окружающих без разбора, а мужчины доказывать свою состоятельность победами в постели.

Сегодня теории Фрейда трактуются очень широко. Однако на приеме у психолога пациенты часто рассказывают про себя нечто такое, что заставляет поверить в психоанализ.

Пример из практики психолога

Игорю 28 лет, он пожаловался психологу, что все время ссорится с женой. Причина ссоры состояла в том, что, по мнению Игоря, жена неправильно воспитывала дочь и слишком много ей позволяла. Во время занятий с психологом Игорь припомнил, что в детстве его родители не позволяли ему заниматься приятными занятиями, так как считали их вредными. Ему даже не позволяли держать игрушки, которые давали другим детям. В результате занятий Игорь осознал, что пытается лишить свою дочь радостей жизни так же, как пытались его лишить этого родители. Игорь изменил тактику поведения и перестал ссориться с женой.

Застревание как вид акцентуации личности

Теория акцентуации - это определение в характере человека слабых мест. Карл Леонгард, знаменитый немецкий психиатр, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, человек начинает волноваться во время экзамена, при общении с чиновниками). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

Однако акцентуированный характер сам по себе не означает патологии. Отличия одного от другого сформулированы в работах Юлия Гиппенрейтер:

  • Акцентуированность проявляется не постоянно, а только в особых условиях (например, в школе, в больнице);
  • Не приводит к социальной дезадаптации, или же она бывает непродолжительной. При этом поводом для конфликтов или срывов становится не весь спектр проблем и сложностей (например, человек спорит только с продавцами в магазине или устраивает скандалы только в присутствии семьи);
  • Проявляясь особенно остро в подростковом возрасте, со временем акцентуации сглаживаются (например, в детстве подросток дерется, а потом, во взрослом возрасте, становится хорошим тренером по боксу).

Если знать такие слабые места характера, можно избегать слишком тяжелых нагрузок и сложностей везде: на работе, в семье.

Пример из практики психолога

Анне 25 лет. Она часто ссорится с коллегами и по этому поводу обратилась к психологу. Специалист расспросил ее о детстве. Выяснилось, что мать Анны всегда заставляла дочь поддерживать очень строгий порядок в комнате. В результате Анна стала очень педантичной, и ее очень раздражают люди, которые не строго соблюдают отведенный порядок. Вместе с психологом Анна проделала упражнения, которые освободили ее от необходимости постоянно контролировать порядок на чужих рабочих местах. В результате ее отношения с коллегами улучшились.

Застревающий тип акцентуации

Человек с застревающим типом акцентуации не может забыть обиды и постоянно пытается свести счеты со своими «обидчиками». Он несговорчив в быту и в профессиональной деятельности, причем, конфликты развязывает сам. К положительным чертам «застревающего» характера можно отнести повышенную жажду справедливости, принципиальность и устойчивые убеждения (это хорошо для профессий «юрист», «адвокат»). Отталкивающими качествами являются подозрительность, обидчивость, конфликтность.

Вообще, подозрительность - доминирующая черта, определяющая «застревающий» характер. Основана подозрительность на страхе: обмана, унижения, потери. Когда застревающие личности переживают обиду или другое сильное чувство, они не теряют по прошествии времени остроты ощущений: чувство ущербности может даже усиливаться, их чувства «болезненно ударяют в душу». Злопамятность при этом объясняется не злым умыслом, а устойчивостью переживаний, их малой способностью к движению.

Проявление в современных реалиях

Характерная особенность застревающих людей - особая, в своих крайних проявлениях - доходящая до патологии, стойкость определенных эмоций и аффектов. События, вызвавшие отрицательные эмоции, давно миновали, но сами эмоции сохраняются у такого человека очень долго. Если вдруг оказалось, что в чем-то произошло ущемление интересов таких личностей - этого они не забудут никогда. Поэтому их часто называют мстительными и злопамятными.

Обычно такие люди очень легко обижаются, их нетрудно задеть. Стойкость аффектов приводит к излишнему развитию честолюбия и самонадеянности. Часто их всецело поглощают мысли, связанные с «плохим отношением» к ним, «непорядочностью» окружающих, иногда приводя к образованию «сверхценных идей».

Так, например, человека может преследовать мысль о том, что ему изменяет жена. При этом фактов измены у него нет, но на подозрения он не скупится. Однако не все так плохо: роль, которая импонирует таким людям - это роль борца за справедливость. Честолюбие вполне может стать и положительным моментом, той движущей силой, которая ведет к трудовым и творческим успехам.

Несмотря на то, что застревающие личности не способны отвлечься от своих негативных эмоций, они отличаются высокой трудоспособностью и часто оказываются успешными, например, в юридической сфере.

Патологическая адаптация к травме

Термин «застревание» часто используется при работе с посттравматическим расстройством. Посттравматический стресс - естественная реакция на шоковую травму, как правило, связанную с угрозой собственной жизни или жизни значимых людей. Пережить такой стресс очень непросто: организм включает механизмы защиты, и нередко случается так, что реакция на стресс затягивается, и возникает посттравматический стресс (иногда называемое «афганским» или «чеченским» синдромом) - возникающее после травмы стрессовое расстройство, продолжающееся иногда не один год. Такую «неправильную» адаптацию к шоковой травме также принято называть застреванием.

Что происходит при таком состоянии? Развивается постоянная тревога, хроническая усталость, подавленность, болезни. Мышление человека не может выйти из замкнутого круга, перебирая раз за разом стрессовые события, нереализованные ожидания. При таком «застревании» у человека нарушен контакт с реальностью, он не может мыслить адекватно, а контактирует лишь со своей травмой, со своими переживаниями. И способа самому справиться с такой ситуацией, выбраться, взглянуть на нее со стороны, у человека просто нет. Такое состояние начинает со временем восприниматься как естественное и привычное, человек считает его нормальным. Если при этом он остается без помощи врачей, состояние усугубляется настолько, что возникают психиатрические заболевания и серьезное ухудшение качества жизни. Для выхода из этого состояния медицина катастроф и психотерапия предлагают специальные планы терапии, включающие в себя разбор защитных механизмов, приводящих к деструкции, наработку ресурсов, работу с психосоматикой.

Пример из практики психолога

К психологу обратился Сергей. Ему 29 лет. Он пожаловался на излишнюю раздражительность. Психолог стал расспрашивать его. Выяснилось, что в 10 лет Сергей попал в аварию: ехал в маршрутке, которая столкнулась с мусоровозом. Потом Сергей узнал, что шофер грузовика был нетрезв. Это обстоятельство до сих пор возмущает его: по его мнению, люди постоянно допускают преступную халатность, и Сергей пытается с ней бороться. Вместе с психологом они выработали план более спокойной жизни, которая не требует постоянного напряжения и борьбы с «врагами». Сергею стало легче.

Преодолей кризис

Рассматриваемый термин широко использует в своих статьях и лекциях популярный семейный психолог Павел Зыгмантович. Под этим термином понимается ситуация, при которой человек сталкивается с кризисом и не может его преодолеть. Происходит «застревание», остановка психологического развития человека в том психологическом возрасте, в котором произошел кризис, не позволяя ему развиваться дальше.

Нельзя сказать, что такое состояние случилось навсегда: нередко бывает, что текущие события или следующие кризисы выпихивают человека из застревания, и он, возможно и против своей воли, вынужден двигаться вперед. Но текущие ситуации должны быть при этом суровыми, вплоть до экстремальных, например, стихийные бедствия, боевые действия и тому подобное. «Застреваний» при этом может быть много, каждый кризис провоцирует у человека отдельное явление. Однако надо учитывать и то, что само понятие роста и развития человека предполагает это прохождение череды кризисов, так что такие «застревания» неизбежны.

Залипание и сложности с переключением внимания

Еще одна широко распространенная трактовка термина в популярной практической психологии. Застревание - это проблемы с внутренним монологом: психологическое состояние, при котором в голове прокручиваются тревожащие ситуации, оценки рисков, последствий, споры с самим собой и невозможность принять окончательное решение.

Или то же застревание, но касающееся какого-то события, уже случившегося, при этом прокручивание мыслей о том, что решение принято неверно, и как было бы хорошо, если бы оно было другим. Такие состояния сильно изматывают и снижают активность, поэтому оцениваются как негативные.

Существуют действенные психологические приемы, помогающие справиться с застреванием. Если в голове прокручивается уже случившееся событие, решений по которому принимать уже не надо, достаточно запланировать себе определенное время на такое переживание, отметив его на календаре. То есть, буквально так: сегодня с 22:30 до 23:00 я переживаю по поводу своего неудачного собеседования. Как правило, когда приходит «час икс», переживать уже не слишком и хочется.

Если же «застревание» касается выбора, который нужно сделать прямо сейчас, то есть техника, практикуемая еще японскими самураями: если решение не может быть принято за 7 вдохов, значит самурай к нему не готов. Так что, считаем до семи, и… либо решаем, либо отставляем выбор в сторону.

С точки зрения понимания мира

Еще одну трактовку можно найти у Ричарда Бендлера, американского психолога, одного из основателей НЛП. По его мнению, существует застревание на определенном способе понимания мира, когда другие способы оказываются недоступны по каким-то причинам. Это явление - основная причина таких болезненных состояний, как:

  • повышенная серьезность;
  • уверенность в собственной правоте;
  • осознание собственной важности.

Если что-то приобретает слишком большую важность, все остальное эту важность теряет, и, тем самым, важность является способом оправдать любое свое поведение и качество. Поэтому с чувством своей правоты приходится иногда и бороться.

Как бороться с застреванием

Людям, которые постоянно психологически «застревают», психологи рекомендуют следующие вещи:

  1. Постоянно общайтесь с новыми людьми: расспрашивайте их как можно больше об их жизни. Сравнивайте их поведение со своим.
  2. Общайтесь с детьми. Это даст вам возможность научиться непредвзятому взгляду на мир.
  3. Влюбляйтесь или просто позволяйте себе испытывать эмоции. Это будет вас раскрепощать и даст вам возможность, как говорят психологи, «вентилировать» свои чувства.
  4. Побольше читайте и усваивайте новую информацию. Это позволит вашему мозгу постоянно упражняться.
  5. Занимайтесь физкультурой. Гибкое тело позволяет делать гибким мышление .
  6. Старайтесь мыслить позитивно и находить оправдание поступкам людей.

Пример из практики психолога

Евгений работает учителем в школе. Ему 39 лет. Он стал замечать за собой, что стал более злопамятным, постоянно прокручивает в голове то, что сказал ему завуч. На консультациях с психологом Евгений признался, что мало отдыхает, так как ему приходится много работать: его цель - выиграть конкурс среди учителей. Вместе с психологом он понял, что накопившаяся усталость как раз и привела к застреванию в жизни. Новые установки позволили ему отказаться от чрезмерных целей.

Застревающие личности в юности отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов.

Застревающий тип характеризуется очень долгой задержкой сильных чувств (аффектов): ярость, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Этому типу почти всегда свойственно честолюбие, которое может проявляться как положительная черта – успехи достигаются усердием, и как отрицательная черта – если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или использованием их в своих интересах. В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которое он будет добиваться любым путем.

Самые распространенные идеи, темы для застревания: ревность, преследование, месть, несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения.

Ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер, когда кто- то пытается обидеть его.

Протестные реакции. Обвиняет всех и вся, кроме себя, в раздраженном состоянии легко впадает в гнев, при сильном раздражении жестокий и не помнит, что делает, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь, мстят.

Сильные стороны. Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление все делать досконально, а не поверхностно.

Эмотивный, лабильный тип.

Эмотивность – это склонность глубоко и долго переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. В детстве эмотивность часто сопровождается боязливостью. Эта боязливость связана с общей повышенной чувствительностью. В кругу хорошо знакомых людей такие дети бывают общительными, уверенными и спокойными.

Во взрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких чувств. Для них характерна отзывчивость, гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, что отчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особую радость от общения с природой.

Эмотивные личности любое жизненное событие воспринимают серьезнее, чем другие люди, легко поддаются чувству жалости и сострадания. У них легко появляются слезы радости, растроганности. Как правило, их глубоко захватывают чувства при рассказе о фильме, захватившей их книге, причем, такой способ реагирования характерен как мужчинам, так и женщинам. На эмотивную личность воздействие оказывает только само событие, вызывая адекватную эмоциональную реакцию, она не может «заразиться» весельем или печальным настроением без причины. Душевное потрясение может оказать глубокое воздействие и вызвать глубокую депрессию, при этом тяжесть депрессии, соответствует тяжести события. Радостные события эмотивный человек переживает также глубоко.

Жизненные ориентиры эмотивных людей – теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства. Они редко меняют место работы, так как, адаптировавшись один раз в определенном коллективе, они предпочитают не изменять ему.

Точки наименьшего сопротивления. Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей.

Протестные реакции. Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя, « и это после того, что я для тебя сделала!..», «бесчувственные!..» и т.п.

Сильные стороны . Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства.

Педантичный тип.

Поведение педантичной личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно это является преимуществом в деловых вопросах. Основательность, четкость, законченность, добросовестность – вот черты, помогающие в работе педантичному человеку. Очень ответственное задание может оказать на педантичного человека угнетающее действие, если он не получит четких инструкций и перечня требований. Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни.

Педантическая скрупулезность может выражаться не только в высоких деловых качествах, но в усиленной заботе о своем здоровье. При умеренном проявлении это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не употребляет или мало употребляет алкоголь, не курит.

Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что побуждает постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли ошибки в отчете, не грязны ли руки.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие принятия решения, оперативные действия выбора, повышенные нагрузки, ответственность, возлагаемая на него.

Протестные реакции . Протест принимает словесную форму – «бурчат», ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя.

Сильные стороны. Заботливость, способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других, чувство эмоциональной привязанности к другим, к матери, ответственность за порученное дело, способность все проверять и перепроверять до мелочей.

Тревожный тип.

Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляют повышенную боязливость с детства – боятся засыпать в темноте или в одиночестве, испытывают стрех перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому что они могут их дразнить, от нападений они предпочитают не защищаться, тем самым они могут провоцировать издевательства. Так они могут стать мишенями для шуток или «козлами отпущения», потому что постоянно «вызывают огонь на себя». Как правило, сверстники быстро обнаруживают слабое место в характере этой личности. Такие дети могут испытывать страх перед учителями и воспитателями, а те в свою очередь, не замечая этой робости, могут усугублять состояние ребенка своей строгостью. Иногда при определенной шалости дети специально сваливают вину на тревожного ребенка, который действительно становится «козлом отпущения».

Во взрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающие люди не представляются им столь угрожающими, поэтому их тревожность не столь бросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей мы можем наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Временами к робости может присоединяться пугливость, проявляться внезапный страх. Источником робости могут служить либо внешние раздражители, либо собственное поведение, которое все время в центре внимания. Таким людям может быть свойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: экзамены, соревнования. Болезни или смерть близких, разговоры о смерти.

Протестные реакции. Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде болезненных симптомов: аллергий, повышенной температуры.

Сильные стороны. Повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы.

Циклотимный тип.

В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. С наступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения от грустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более.

В период понижения настроения подросткам становится трудно учиться, они раздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требует в этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидеть дома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то может возникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросы родителей.

После спада начинается подъем, в этот период подросток может быстро наверстать все упущенное в учебе, восстановить связи с друзьями. Искренность и отзывчивость, добродушие и приветливость восстанавливают отношения подростка с его родителями.

Увлечения циклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разным занятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, от которого отказывается в период спада.

Такое чередование периодов подъема и спада, может сохраниться на всю жизнь.

В обычном настроении циклотимные личности общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам других.

К работе и своим обязанностям такие личности относятся добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность.В период повышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Им не свойственны самокопание, сомнения и самоанализ.

У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. Период пониженного настроения они ожидают с неприятным чувством. Взрослые циклоиды уже хорошо знают свою способность впадать в хандру, жаловаться на усталость. Они становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить.

В период спада они не звонят друзьям, отказываются от приглашений на вечеринки, избегают всяких контактов, стараются проводить время дома и в одиночестве. Они с трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроение бывает хуже с утра. Они встают невыспавшимися, вялыми,. ощущают упадок сил. Весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются в пессимистов, мрачно переживают мелкие неудачи.

Но они знают, что период спада все равно закончится, и у них впереди возвращение к увлечениям и привязанностям – жизнь напоминает зебру – черные полосы чередуются с белыми.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазе человека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». И сама ситуация резкой и глубокой смены состояний.

Протестные реакции. В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохой фазе агрессия может быть направлена на себя.

Сильные стороны . Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Демонстративный тип.

Первые признаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трех лет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, они могут передразнивать взрослых или подражать им.

Очень часто такой ребенок является кумиром семьи, его способностями и талантами восхищаются, различные умения ребенка демонстрируют гостям. И он с удовольствие рассказывает стихи или поет песенки, при этом никаких особых вокальных и артистических данных может и не быть. Получая обилие внимания, дети быстро привыкают к нему, и в дальнейшем требуют его любой ценой. У таких детей всегда завышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями.

Возможностей для привлечения внимания в их реальной жизни может оказаться недостаточно, тогда они прибегают к вымышленным историям, где они сами выступают, как правило, в роли главного героя. Для каждого нового слушателя эти рассказы могут иметь разную сюжетную линию. Если поймать его на лжи, он способен искренне обидеться, объяснив это завистью к его успехам.

Если у людей с таким типом характера проявляются способности среднего уровня развития, то они способны преподнести их так, что многие будут считать их исключительно способными личностями. В том, что эти способности мнимые догадаться сразу нелегко, их могут хвалить, ставить в пример другим.

В школе демонстративная личность живет бурной жизнью, выдвигая множество инициатив, предложений и идей, которые естественно выполнять не собирается. О таких людях существует мнение, что они способные лентяи, которые учатся не в полную силу.

С наступлением взрослой жизни в поведении человека с демонстративным типом характера мало что меняется, по-прежнему ему необходимо внимание всех окружающих, которое он стремится получить любой ценой. При выборе учебного заведения они руководствуются соображениями престижа и даже если в школе их успехи были скромны, обладая хорошей памятью, они могут подготовиться к вступительным экзаменам и произвести впечатление на экзаменатора.

Их трудовая жизнь может быть связана с профессиями искусства не из-за того, что они очень талантливы, а из-за постоянной возможности быть на виду. Помимо удовлетворения тщеславия очень важны и высокие гонорары, которые расцениваются как признание исключительных заслуг и таланта.

Эмоции демонстративных личностей бурные, яркие, но недолговечные. Поверхностность эмоций проявляется у них даже в отношении к собственным детям. Поначалу им могут приписываться необыкновенные способности и достижения, при этом может подчеркиваться, что такие необыкновенные дети могут быть рождены только неординарными родителями.

Демонстративная личность может проявляться как завистливая и ревнивая к чужим успехам, особенно это характерно для представителей творческих профессий. Имея склонность все относить к собственной личности, чужой успех они расценивают как собственную неудачу. При этом они могут начать винить окружающих, которые недооценили их.

В современных условиях демонстративных личностей мог привлекать, к примеру, торгово-посредническая деятельность. При этом ничего не надо самому создавать, только рекламировать товар, перепродавать. Этим обеспечивается быстрый темп деятельности, личность находится все время на виду, может получать немалые прибыли.

Точки наименьшего сопротивления . Ситуации, в которых на человека не обращают внимания, разоблачают вранье, низвергают с пьедестала.

Протестные реакции. Предпочитают различные формы шантажа: «если ты не сделаешь, то я…», и далее следует угроза действительно не оставляющая равнодушным собеседника и знают, чего он боится.

Сильные стороны. Артистизм, развитая интуиция, способность к перевоплощению, стремление к яркому, нестандартному, способность заражать окружающих силой собственных чувств.


Похожая информация.


Застревающий тип - акцентуированный тип личности. Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. Чувства, способные вызывать сильные реакции, в норме идут на убыль после того, как реакциям «дать волю». У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.

Патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так как именно им присуща особая сила. Поэтому застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми. Обиды в таких случаях касаются в первую очередь самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

Черты застревания сказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и в случае ее успеха. Здесь часто наблюдаются проявления заносчивости, самонадеянности. Честолюбие - особенно характерная, яркая черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. При длительных жизненных неудачах подозрительность превращается в постоянную и предельно акцентуированную черту характера.

Также характернейшей чертой для застревающих лиц является упрямство и то, что называется «твердолобость». При достижении личных целей такие люди необыкновенно упорны и последовательны, их редко смущает неблагоприятная реакция, скепсис и неверие окружающих. Они отличаются низкой самовнушаемостью и практически «нулевой» внушаемости со стороны. Всегда сохраняют высокий уровень работоспособности, но при этом все их действия - эмоционально мотивированны.

На профессионально-поведенческом уровне застревающий тип личности характеризуется такими качествами как: эмоциональная уязвимость; неспособность отвлечься от отрицательных эмоций; обидчивость; эгоцентризм; злопамятность; честолюбивость; самонадеянность; заносчивость; гипертрофированная подозрительность; упорство; настойчивость; способность не терять продуктивности в неблагоприятном окружении; отсутствие внушаемости.