Главная · Женщина  · Метод верю не верю. Урок - игра «Верю – не верю. Куриный бульон помогает при простуде

Метод верю не верю. Урок - игра «Верю – не верю. Куриный бульон помогает при простуде

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Доклад на тему:

«Реализация стратегии смыслового чтения

на уроках математики »

Подготовила: учитель математики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Япиева А.В.

2014-2015 уч.год

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели»

И. Гёте

Глобальные процессы информатизации общества поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Если мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

Уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

Уметь критически оценивать данную информацию;

Но вот парадокс, все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся,

но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый, самый нерадивый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»

Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». Но уроки могут быть

различными так же, как и их результаты.

Какой урок можно считать наиболее эффективным?

Можно ли вывести формулу эффективного урока?

Давайте попробуем.

Во-первых, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает

данный материал и где может применить полученные знания;

Во-вторых, на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся

приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;

И, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по

образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация

максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой

Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое

образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания – основа успешной и благополучной жизни наших учеников.

Рассмотрим применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), применение которых, позволяет реализовать идеи стратегии смыслового чтения на уроке математики.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Поэтому применение в деятельности ТРКМ позволяет решить эту проблему.

    Приём «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Чаще всего такой тип работы использую на завершающих уроках по определённой теме.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, который был предоставлен в учебниках или зафиксирован в словарях и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    Приёмы постановки вопросов:

- ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

- Таблица вопросов . Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

    Приём « Анализируйте идеи, предположения, тексты».

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

    Приём “Верю - не верю”

Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

+” верю,

-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

5. ……………………………………….

    Приём «Домашнее задание».

Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные:

Находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Корректировать своё мнение;

Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

Организовывать работу в паре, группе.

Личностные УУД:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.

Применение приёмов ТРКМ позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Использованная литература:

    Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

    Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 ().

    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

Урок - игра «Верю – не верю»

Учитель: Сегодня будет проведена игра «Верю – не верю». Темы всех вопросов будут только из области информатики. Вы узнаете много нового и необычного из мира компьютеров. Вначале я буду ведущим и буду задавать вопросы, которые будут начинаться со слов «верите ли вы…», а вы будете отвечать либо «верю», либо «не верю». Далее я расскажу, какой был правильный ответ. Так за каждый правильный ваш ответ, вы получаете балл. В конце урока за определенное количество баллов вы получите отметку. И так я начинаю…

(5 вопросов)

Ученики: отвечают на воросы, за правильные ответы получают балл.

Учитель: теперь вы разделитесь на 4 группы и каждый начинает подготавливать не менее 5 вопросов. Для этого вы можете использовать Интернет, я вам подобрала список ссылок, где вы найдете интересную информацию из области информатики. К тому же вы можете воспользоваться своей фантазией и придумать вопросы. Далее мы устраиваем турнир.

В 1 туре вы состязаетесь в своей группе, где каждый по очереди задаёт по 2 вопроса своим противникам. Таким образом по итогам 1 тура в каждой из 4 групп появляется победитель.

Во втором туре у нас будет 2 группы по два победителя первого тура в каждой группе. Теперь вы задаете по очереди только 1 вопрос. По итогам второго тура определяется 2 победителя (по одному из каждой группы).

И теперь оба победителя соревнуются в финале, задавая по одному вопросу.

Таким образом вычисляется победитель, который получает две 5 за урок, остальные получают отметки в соответствии с баллами.


За каждый правильный ответ вы получите балл, если вы задали интересный вопрос, то я добавлю еще 2 балла.

Критерий отметок:

18 баллов и больше– «5»

13 – 17 баллов – «4»

8 – 12 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Ученики составляют вопросы и играют в игру, набирая баллы

Учитель следит за ходом игры, в конце урока подводит итог, выставляя отметки каждому ученику.

Таблица оценивания

ученика. И. Ф

Вопросы

1 тур соревнования

2 тур соревнования

финал соревнования

Количество баллов

Итоговая отметка

0

1 тур 2 тур Финал

Участники

1 тура

Победители

1 тура

Победители

2 тура

Победитель игры


Ф. И. участников

Ф. И. участников

Ф. И. участников

Ф. И. участников


Ф. И. участников

Ф. И. участников


Ф. И. финалистов

(Если остается на уроке время можно провести еще раз игру, у учителя заранее подготовлены еще 6 вопросов)

Вопросы:

1. Верите ли вы, что калькулятор являются первой вычислительной машиной?

(нет, это были счеты)

2. Верите ли вы, что дочь поэта Байрона была первым прогрммистом?

(да, в честь нее назван язык программирования Ада)

3. Верите ли вы, что первой компьютерной игрой была игра TANK?

(нет, в далеком шестьдесят первом году двадцатого века в Массачусетском Технологическом (знаменитый MIT ) на одном из мэйнфреймов впервые родилась компьютерная игра под названием SpaceWar . Суть игры - прародительницы была весьма проста : два небольших кораблика летали по экрану и стреляли друг в друга снарядами . Так что первый в мире жанр это , безусловно , аркада)

4. Верите ли вы, что уже сейчас существует ткань передающая информацию, т. е. существует клавиатура из ткани?

(да, ткань ElekTex состоит из нескольких слоев , в том числе электропроводящего слоя и защитного покрытия . Главная особенность ElekTex заключается в том , что этот материал " чувствует " прикосновения к своей поверхности . Причем ткань регистрирует не только точку приложения давления , но и силу и даже направление нажатия . При этом ElekTex сохраняет основные свойства традиционной ткани : материал можно мять , сворачивать и стирать )

5. Верите ли вы сущесвует ткань, которую можно использовать в качестве мониторов?

(Да, компания Philips представила на международной выставке бытовой электроники IFA 2005 необычную разработку - фотонный текстиль . Это ткань , в которую встроены светодиоды , что позволяет использовать ее в качестве дисплея . Сложные интерактивные системы теперь можно разместить на одежде , полотенцах , обивке мебели и занавесках)

6. Верите ли вы в то, что уже существует трехмерный дисплей?

(да, http://*****/222451/)


7. Верите ли вы, что международные стандарты качества для компакт-дисков носят названия «красная книга», «Желтая Книга», «Белая Книга»?

(да, Качество воспроизведенных Носителей должно соответствовать международным стандартам качества: «PHILIPS /SONY » - «Красная Книга» для компакт-дисков формата «CD -AUDIO », «Желтая Книга» для компакт-дисков формата «CD -ROM », «Белая Книга» для компакт-дисков формата «VIDEO -CD », «BOOK A -ROM », «BOOK B » для компакт-дисков формата «DVD -VIDEO » и «BOOK C » для компакт-дисков формата «DVD -AUDIO ».)

8. Верите ли вы, что первый персональный компьютер был собран на производственном комбинате с численностью рабочих около миллиона?

(нет, его собрали в гараже одним гением и одним пройдохой?)

9. Верите ли вы что существует принтер с возможностью записи дисков?

(да, http://www. *****/news/detail. php? ID=1501 )

10. Верите ли вы, что Intel отказывается от бренда Pentium?

11. Верите ли вы, что 1 КБ читается как кибибайт, 1 МБ читается как мебибайт, 1 ГБ читается как гибибайт?

http://www. server. md/news/

новости информационного портала

http://www. server. md/articles/

cтатьи информационного портала

все последние новости о «железе» компьютеров

Разделы: Математика

Прежде определим признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Педагогическая технология развития критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приёмы постановки вопросов:

1.”Толстый” и “тонкий” вопрос.(этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте.(разметка текста).

- “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.

+ (-) ?

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

1.“Ромашка” Блума. (как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)

Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.

Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.

Вид функции Область определения Область значений Возрастание

убывание

У>0 Четность Нули функции
1. Линейная
2. Квадратичная
3. Степенная
А)
Б)
В)

8 КЛАСС. Урок с применением технологии РКМ.

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.

Цели урока:

  1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
  2. Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
ЗАДАЧИ ЭТАПА ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТ
!. Орг. этап. Подготовить уч-ся к работе на уроке. Приветствие.

Организация внимания.

2. Подготовка к изучению нового материала. Организация познавательной деятельности уч-ся. Сообщить тему урока.

Игра “Верю-не верю ”.

Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

В тетради число и тема урока.

Сформулировать цель урока.

3. Усвоение новых знаний.

(сам – но)

Дать конкретное представление об изучаемых понятиях.

Сформулировать их определение.

Проанализировать связь между ними.

1.Читайте текст лист №1 .

2.Что нового вы узнали? Сравнили с ответами “верю-не верю” в начале урока.

3.Составте таблицу вопросов по тексту.

4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.

5.Работайте с таблицей лист №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.

6.Практическая работа лист №3

Выполнить и сделать выводы.

В тетради таблица вопросов.

В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра,

Практическая работа в тетради. Вывод.

4. Проверка понимания нового материала

(Фронт.) 10 мин.

Осмысление новых понятий и закономерностей.

Устранить обнаруженные пробелы.

Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.

Знакомимся с материалом в учебнике

Стр.158 п 68

В тетради устранены возникшие пробелы
5. Закрепление Закрепить знания и умения по новому материалу. 1.Задача: № 631

2..Составте свою задачу на взаимное

расположение прямой и окружности.

Ответ с объяснением в тетради.
6. Подведение итогов Сообщить д\з.

Подвести итоги.

Что нового узнали на уроке?

Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе.

4б –ничего не понял, но старался.

Д\З записи в тетради, п 68, № 633.

Воспроизвести изучаемые понятия.

Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.

ОКРУЖНОСТЬ.

Игра “Верю-не верю”

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос “+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

ЛИСТ №1

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.

Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:

1. Радиус окружности r < MK

2. Радиус окружности r = MK

3. Радиус окружности r >MK

Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это

__________________________________________________

Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Урок закончен.

Список литературы:

  1. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.
  2. Ю.Н.Кулюткина. Е.Б. Спасская. Образовательные технологии. КАРО СПб 2001.
  3. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методы активного обучения

Игра «Верю не верю»

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Покачи

2017

Методы активного обучения

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Методы обучения - приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

Вынужденной активностью обучения;

Самостоятельной выработкой решений обучаемыми;

Высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
- преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;

Постоянной связью учащихся и учителя и контролем за самостоятельной работой обучения.
Активные методы обучения делятся на два типа: активные методы обучения 1-го типа ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; активные методы обучения 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Все дидактические игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:
- Строгие правила, которые лучше не нарушать;

В игре должен принимать участие весь класс;

Игры с возрастом должны усложняться.

Учебная игра выполняет несколько функций:

Оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;


- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
-содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них

Игра «Верю не верю»

Игра проводится среди обучающихся 1 курса группы ПАМ- 116

Цель : формирование экологической культуры и экологической

компетентности обучащихся

Задачи : Формирование естественнонаучной компетентности обучащихся. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности подростков.

Мероприятие проводится в форме игры «Верю не верю»

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Ход игры

I.Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, поиграть дружно, задорно, весело. Сегодня у нас интересное состязание в остроумии и знании. Наша интеллектуальная игра посвящена экологическим проблемам. Называется она “Веришь - не веришь”.

Игра любит детей находчивых.

Думай, если ты неглуп,

Отвечай доходчиво.

Пусть веселая игра знать тебе поможет:

Почему? Зачем? Когда?

Всё узнать ты сможешь.

Проигравших здесь не будет,

Победит лишь знание.

Не беда, что трудно будет,

Прочь отбрось страдание.

Условия игры:

    Игра проводится между двумя командами. Просим команды занять приготовленные места.

    Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на обдумывание ответа не более 15 секунд, вы должны ответить верите вы или нет. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу, за дополнение к ответу - 0,5 балла.

    Соблюдайте тишину, за нарушение дисциплины у команды будут снимать баллы.

II. Представление команд

III. Вопросы игры: Ну, а теперь вопросы командам. Вопросы начинаются со слов “Верите ли вы?”

Верите ли вы, что…

    Верите ли вы, что основным загрязнителем окружающей среды в городских условиях является транспорт. Да

    Книга, в которую заносят редких растений и животных, называется зеленой . Нет

    Основное правило безопасности после хорошо проведенного дня на природе- это потушить костер и убрать за собой мусор? Да

    В тундре грибы бывают выше деревьев. Да

    У каждого человека индивидуальный отпечаток языка. Да

    3. В штате Флорида существует закон, который разрешает обезьянам водить автомобиль. Нет . Закон запрещает им водить автомобиль.

    В Германии на автострадах есть специальные переходы для лягушек и жаб на случай гололеда. Да

    Можно есть плоды колбасного дерева. Нет

    В 1983 году японец Цутому сумел на человеческом волосе написать: «Пекин. Китай». Нет . Он написал "Токио. Япония".

    Арабы называют Нил «Эль-бар», что означает «море». Да

    Бамбук самая высокая трава в мире. Да

    Лошадь фыркает, чтобы предупредить об опасности. Нет , прочищает нос, чтобы лучше чуять, где опасно.

    На луну воют только волки-одиночки. Нет.

    На картах США обозначено пять океанов. Да

    Некоторые млекопитающие могут поворачивать шею на 270 градусов. Да , например, ленивцы.

    Лоси могут ходить по болотам, потому что у них на ногах перепонки. Да

    Только развитие автомобильного транспорта в США стабилизировало численность популяций домовых воробьев в городах. Да , поскольку исчезли основные источники корма - фуражные склады и навоз. До этой поры количество воробьев не удавалось уменьшить никакими силами.

    Толщина озонового слоя -10 мм. Нет , 3мм

    Поглощение растениями энергии Солнца является необходимым условием существования биосферы. Да

    Наиболее эффективным способом сохранить окружающую среду для будущих поколений является активное участие в исполнении законов по охране окружающей среды. Да

IV. Подведение итогов игры

Работа в парах. Ребята рассажены по принципу "круглого стола"(ответы на вопросы учителя с минутным обсуждением)

Учитель в роли природного явления "Радуга".

Верите ли вы, что радугу считают мостом между небом и землёй?

Существует много легенд о радуге.

Верите ли вы, что древние люди, арабы и индийцы, называли её "семицветным луком"?

Верите ли вы, что существуют такие поверья, что радуга- это "пояс богини Лады"?

Верите ли вы, что древние славяне считали, радуга "пьёт" воду из рек и озёр подобно змею, который, опустив своё жало, набирает воду, затем её выпускает- и идёт дождь?

Красный, синий, золотой.

Расскажи, ещё какой?

Жёлтый, белый и зелёный.

Серебристый и бордовый.

Да не хватит мне листа, чтобы показать... (Ответ ребят-цвета)

Верите ли вы, что каждый цвет радуги можно запомнить?

Способ запоминания последовательности цветовой гаммы радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Путешествие в мир красок. (понятие: основные и составные цвета).

Верите ли вы, что наша радуга состоит из основных и составных цветов?

3 этап. "Цветная капель" (практическая часть: учитель в образе "Радуги" предлагает нанести на формат основные цвета).

Верите ли вы, что сейчас произойдёт чудо? (Основные краски могут превратиться в составные. Учитель предлагает в парах проделать эту работу: одни добавляют в красный цвет жёлтый, получают оранжевый; другие- в жёлтый -синий, получают зелёный; третьи -в красный-синий, получают фиолетовый)

4 этап. "Радужно - цветочная поляна".(с использованием составных и основных цветов)

Ребята друг другу передают по кругу формат, на котором каждый пишет понравившейся краской в подарок цветок. На середине стола совмещают свои форматы в единую композицию. Появилась радужно-цветочная поляна.

Результат совместной работы.

"Верите ли вы, что над такой поляной появится радуга? Если "да", то согласно легендам и поверьям над такой поляной пройдёт дождь - и цветы наши оживут.

5 этап. Рефлексия.

Ребята "по кругу" выражают своё отношение к уроку:

Я узнал...

Я научился...

Я почувствовал...

Я попробовал...

Меня удивило...