Главная · Мода и стиль · Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье. Какие вы знаете примеры гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы мужа и жены

Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье. Какие вы знаете примеры гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы мужа и жены

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году , в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер», широко используемый научной и популярной литературой в последнее время, в буквальном переводе с английского языка означает «социальный пол». Данное понятие связано с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их место и роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу.

Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерные роли — одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей . Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности .

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.

Рубрики Навигация записи

Женщины постоянно манипулируют

Женщины сильны в психологическом насилии

Женщины моногамны, мужчины полигамны

Женщине не идёт мат

Женщина хочет любви и отношений, а мужчина секса

Все женщины хотят детей и замуж

Женщина стремиться затащить мужчину тайком или насильно в ЗАГС

Мужчины умнее

Девочки любят розовый цвет, мальчики - голубой

Девочки играют в куклы, мальчики в машинки

Гей-пары не могут иметь детей / не могут вырастить _нормальных_ детей

Женщина – хранительница очага

Мужчина по природе своей добытчик и лидер

Дети – удел женщин; декретный отпуск для мужчин - это смешно

"Тупые блондинки"

Равенство приведёт к тому, что женщинам придётся таскать шпалы

Феминистки хотят ущемить права мужчин

У феминисток нет секса и они все страшные лесбиянки

Феминизм вреден для экономики, т.к. из-за квот для женщин рабочие места заполняются не самыми сильными кадрами

Феминистки хотят запретить людям высказывать свои мысли и подают в суд за попытку придержать им дверь

Феминистки поднимают проблему "телочек" и прочей фигни, а правами женщин в Африке и исламском мире не занимаются

Ложных обвинений в изнасиловании больше чем реальных изнасилований

Женщина должна быть красивой, кроткой, нежной, мудрой - при этом казаться глупенькой, но не быть тупой

Муж - голова, жена - шея

Мужчина должен больше зарабатывать и быть сильнее

То, что мужчины больше зарабатывают - это естественно

Женщины сами соглашаются на низкооплачиваемую работу

Сучка не захочет - кобель не вскочет

Женщины хуже водят машины

Женщина готовит еду, а мужчина чинит технику - это естественно

Жена берёт фамилию мужа, потому что выходит ЗАмуж

Из-за равноправия женщины стали меньше рожать и человечество вымирает

‪Изнасиловали? Избили? ‎Сама виновата, не надо было провоцировать‬

Дешевле снять проститутку, чем дарить цветы-конфеты за то, что перед тобой "добровольно" ноги раздвигают

Феминизм привёл к тому, что женщины стали стервами - им вечно мужчины что-то должны, а они сами ничего не должны, только ноги раздвигают за дорогие подарки, и то не каждый раз

Женщина должна быть женственной, а мужчина мужественный

Женщин нельзя допускать к управлению страной - вдруг у неё ПМС и она объявит войну без особого повода

Изнасилований в браке не существует - у мужа есть законное право на секс

Если женщина на даёт своему мужчине секс, она демонстрирует таким образом неуважение к нему

Если пьяная поехала домой к парню, значит по дефолту знала, что дальше придется трахаться, какое еще изнасилование?

В отношениях мужчина должен быть старше и влиятельнее

Женщины любят мачо и качков, мужчины юных кротких фитоняшек

Умных и сильных женщин никто не любит, как и мягких мужчин (но мягкий мужчина все равно найдёт себе пару так как абсолютно все женщины хотят выйти замуж и парятся из-за тикающих часиков)

На 9 парней 10 девчат

Все женщины любят детей, а мужчины не любят и от природы не знают как с детьми обращаться; поэтому никогда нельзя оставлять маленького ребёнка на мужчину, так как он угробит ребёнка

Женщины, не родившие детей, под старость поголовно несчастны. Они только делают вид, что счастливы. Не может быть женщина счастлива без ребёнка

Женщина не может быть программистом или водителем

Женщины меркантильные и хотят только денег, чтоб их водили по дорогим ресторанам и покупали брильянты, шубы

Каждая женщина мечтает о шубе!

Женщины монополизировали рождение и воспитание детей и воспитывают мальчиков слюнтяями, стремясь установить матриархат

Везде одни бабы! В поликлинике бабы, в детском саду и в школах бабы, в жэке бабы - бабы правят миром и бабы воспитывают бесхребетных мужиков

Женщины чуть ли не с рождения знают всё про отношения; поэтому именно они должны обеспечивать гармонию в паре и предугадывать проблемы. Если идёт разлад - это у неё сложный характер и она ему голову морочит

Женщина должна тащить на себе ответственность за эмоциональную составляющую отношений

Мужчины становятся слабыми, немощными и безответственными из-за феминисток

Сначала боретесь за равноправие, а потом жалуетесь, что мужиков нормальных не осталось

Мужчины должны уступать место женщинам в транспорте (не только больным и старым, а всем)

Если мужчины слишком много занимаются детьми, они слюнтяи и тряпки

Женщины не должны заставлять мужчин мыть детям попы

Если женщина не занимается домашним хозяйством, то она и не женщина вовсе. Кому нужна баба, которая не варит борщи, не стирает носки и не гладит рубашки?

Мужчины-повара талантливее, чем женщины

Мясо должен готовить мужчина

Все дирижеры - мужчины! Так же и с режиссёрами и другими творческими людьми-руководителями

Какая социальная поддержка на время беременности и воспитания? Сама решила рожать - сама деньги на ребенка и зарабатывай, никто же рожать не заставляет

Залетела - сама виновата, надо было гормоны принимать, а то мужику в презервативе ощущения не те. Аборт хочет сделать? Убийца! Лучше родить и отдать в детдом. Родила и отдала в детдом? Сука какая, видимо у неё с головой что-то не то, нормальная женщина так не сделала бы

У женщин конкурентное преимущество перед мужчинами везде, потому что когда ей надо или выгодно, она просто надевает кофточку с декольте или раздвигает ноги, и вот она уже добилась всего, что ей было нужно, А МУЖИК ТАК НЕ МОЖЕТ

Женщин бесплатно пускают в ночные клубы и ещё им там дают бокал шампанского в подарок. Да они просто купаются в гендерных привелегиях!

Если не уходит из отношений, в которых её избивают - значит, её всё устраивает

Равных прав хотят, а бить их все равно нельзя

Женщины зациклены на своей внешности

У женщины на первом месте должна быть семья

Даже если дать женщине свободу делать то, что она хочет, она все равно вернется к детям и на кухню, потому что у нее природа такая

Женщины любят лёгкие глупые комедии и фильмы про любовь, а мужчины фантастику и action

Мужчины лучше разбираются в технике, науке и бизнесе; и у них лучше это получается по природе. Поэтому в отношениях именно женщина должна поставить свою карьеру на второе место

Женские журналы пишут про косметику и диеты, потому что женщины хотят читать только об этом, не будет же баба про синхрофазотроны читать!

Мужчины логичнее, женщины эмоциональнее

Ну вообще это так,не на 100%,но женщины намного эмоциональнее мужчин,в том или ином плане.Я не говорю что все женщины поголовно,но большинство да.

Мозг женщины лучше, чем мужской, приспособлен для скрупулёзной монотонной работы, а ещё она умеет делать несколько дел одновременно

Есть такакя штуковина в голове,называется она мозолистое тело .У женщин она преимущественно больше чем у мужчин,она же и помогает женщинам с многозадачностью.

Все величайшие достижения и открытия совершены мужчинами

Не все естественно,но большинство...

Мужчины и женщины любят по-разному

Это вообще что такое?

Ответить

Ну стереотипы и не берутся из ниоткуда. Большинство из них имеет под собой какую-то основу. И их использование эволюционно обосновано - стереотипы изначально экономили людям время и энергию, подсказывая с преимущественной долей вероятности какой-то вывод. Но, если человек хочет разобраться в каком-то вопросе, а не просто повторить какое-то убеждение, сформировавшееся неизвестно сколько поколений назад, надо от стереотипов отказываться. Да, в среднем женщины эмоциональнее. Да, среди мужчин больше изобретателей. Но тот, кто хоть немного знаком с логикой, должен понимать, что это всё не значит, что на свете нет (или как-то очень мало) мужчин, которые сильно эмоциональнее каких-то женщин, или что какие-то женщины не могут быть куда более крутыми изобретателями, чем какие-то мужчины. Стереотипы нужны людям, у которых не развито критическое мышление - им они как-то помогают ориентироваться.

Ответить

Прокомментировать

Мужчина любит глазами, а женщина - ушами.

Женщина должна быть красивой, а красота мужчины - это его бумажник.

Женщины рожают детей, а мужчины их убивают.

Женщины - пацифисты, а мужчины - вояки.

Женщины балуют детей, а мужчины их воспитывают.

Женщины любят посплетничать.

Любимое занятие женщины - сношать мозг ближнего.

Девочки более усидчивые, а мальчики - более подвижные.

Девочки более дисциплинированы и ответственны.

Женщина не хочет работать и только мечтает о декрете.

Секс - это не столько мероприятие для взаимного удовольствия, сколько одолжение одного партнера другому (как вариант, победа одного партнера над другим или использование).

Женщина не должна признаваться в симпатиях первой. Инициатива должна исходить только от мужчины.

Все мужчины - дети.

Все женщины капризны, как дети.

Все женщины плачут чуть реже, чем ходят в туалет. Если вы не видели женщину плачущей, это не значит, что она не плачет, она разводит сырость регулярно, когда никто не видит.

Мужчина не должен плакать.

Если женщина не плачет на похоронах, она не скорбит и очень черства (см. выше).

У женщин слабые нервы.

Существует только мужская дружба, а женской дружбы не существует. Женщины только прикидываются подругами, а на самом деле соперничают друг с другом и люто завидуют.

Если мужчина выбирает более безопасные маршруты в темное время суток, то он трус и слабак.

Чем больше у мужчины сексуальных парнтёров - тем лучше, ведь это заложено природой - осеменить как можно больше самок (сюда же сказки про ключи и замки, чайник и чашки и другое творчество психически больных)

Не служил - не мужик!

Романтика - не мужское, чё ты как баба

Мужчина разлозлился - бабы довели, суки-стервы. Женщина разозлилась - мегера, стерва, злюка, сука, нервы пора подлечить

Мужчина не хочет детей (или мужчине нужен только сын - наследник!)

Мужчина должен работать инженером, тренером, программистом, водителем - короче, главное не всяким там бабским бездельем!

Если мужчина не дарит девушке подарки - то грош ему цена

Мужчина не любит разговаривать, проявлять эмоции, и вообще - мужик - это серьезный человек, а всю эту брехню оставьте бабам

Ответить

Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова,по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения, ускоряют процесс познания. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение u1080 их на группу людей и явлений называется стереотипизацией . По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно - значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы».

Со стереотипами различного рода мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем того или иного человека или группу людей по каким-либо «общим» качествам и свойствам. Например, суждение о том, что «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», распространяется благодаря бытующим мнениям об особенностях «национального характера». Подобные суждения называют этническими стереотипами . Существуют расовые стереотипы, стереотипы в отношении представителей тех или иных профессиональных групп, носителей того или иного социального статуса. Например, «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия», или «все врачи - циники» и другие.

Наша цель рассмотреть стереотипы, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, и существующих между ними различиях. Продемонстрировать подобные стереотипы можно очень простым способом.

Задумайтесь над тем, какие ассоциации возникают у вас со словом «женщина»? А теперь - со словом «мужчина»? Наверняка, ваши ответы близки к тем, которые были получены в приведенном ниже примерах В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей», с целью выявления мнений о мужских и женских ролях было проведено групповое интервью.

Его участники - жители Ташкента и Ферганы, обоих полов, разных возрастов и разного уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас со словами «мужчина» и «женщина»?» были получены следующие ответы. Слово «женщина» чаще всего связывалось с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие же «мужчина» в большинстве случаев ассоциировалось с функциями опоры семьи и финансового источника, ролями отца, воина и защитника и т.п.

Приведенный пример демонстрирует проявление так называемых гендерных стереотипов , относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств людей на основе их принадлежности к определенному полу.

Рассмотрим сначала само понятие гендерного стереотипа . По определению А.В.Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведениячеловека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола »

Другое определение: «Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами» .

Еще одно определение мы встречаем у И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»» Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы.

Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности . Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность - маскулинность, женственность - феминность).

Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

1. Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).

2. Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

3. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам - активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила - слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость.

Аналогичные результаты получены и в выпускной работе студентки Национального Университета, которая изучала идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство участников проведенного ею опроса отдало предпочтение свойствам и качествам, характеризующим мужчину и женщину с традиционных позиций: женщина - мягкая, нежная, преданная, мужчина - активный, надежный, сильный .

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам - профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» .

Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора. С утверждениями «Главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина - основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных. Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.) Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские.

Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда . Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО , стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских -библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. По мнению участников групповых интервью исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин - преимущественно, с гуманитарными.

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Приведенная классификация гендерных стереотипов не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для простоты анализа. Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы.

При этом описанные три группы гендерных стереотипов тесно взаимосвязаны между собой. По-видимому, можно выделить и другие виды гендерных стереотипов, используя различные основания для их классификации.

Функции гендерных стереотипов. Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

* объяснительная функция,

* регулятивная функция,

* дифференцирующая функция,

* ретрансляционная функция,

* защитная или оправдательная функция.

Объяснительная функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим.

Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин - как низкостатусную группу.

Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) - лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»». Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин - слабость женщин).

В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. - в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

Защитная или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами»

С ее помощью может быть оправдано неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.

Люди естественным образом отличаются друг от друга - у них бывает разный цвет кожи и волос, они принадлежат к разным народам и говорят на разных языках, однако самыми яркими и бросающимися в глаза отличиями являются отличия по половым признакам - традиционная разница между мужчинами и женщинами. Различия эти влияют на нашу жизнь и наши представления о должном. Но даже половые, биологические различия являются всего лишь фундаментом других, формируемых культурой и обществом рамок, норм и стандартов. Эти стандарты - гендерные стереотипы - приобретают устойчивый вид в качестве общепринятых убеждений в том, как должны себя вести и и женщины.

Подобные представления существуют в каждом обществе, но в зависимости от исторического периода или географической территории, устоявшиеся мнения о том, какова социальная роль и предназначение «настоящих» мужчин и женщин, очень изменяются. Общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности, определяются социокультурной средой и, соответственно, подвержены изменениям. Хотя наши различия могут и помогать, и мешать нам жить, гендерные стереотипы чаще всего мешают развитию личности, потому что формируют гендерные ожидания, по которым другие люди судят о нас и нашем поведении и диктуют нам, что мы должны и не должны делать, чтобы этим ожиданиям соответствовать.

Человеческая культура исторически складывалась так, что различия между полами играли большую роль, чем различия индивидуальные. Более того, в общественном сознании и психологии закреплялись установки, когда определенные обобщенные черты и характеристики, присущие определенной части мужчин и женщин (не обязательно большей) распространялись на весь женский или мужской пол. Так формируется гендерный стереотип, который переносит биологические черты на поведенческие особенности и у мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними, и закрепляет эти особенности в качестве обязательных. Например, если половые различия диктуют такие формы поведения, что женщины могут кормить грудью или рожать, а мужчины могут зачинать ребенка, то эти признаки, вследствие психологической стереотипизации, переносятся и на Большинство Древнего мира утверждали гендерные стереотипы, говоря о том, что мужское начало - это нечто инициативное, деятельное, логическое, доминирующее, а женское - пассивное, страдательное, принимающее, интуитивное.

Такие представления обусловили традиционное ролей мужчин как смелых, сильных, агрессивных, честолюбивых, разумных, а женщин, как эмоциональных, слабых, покорных, неспособных к глубоким размышлениям. Этот дисбаланс, часто выдаваемый за природное равновесие полов, на самом деле порождает гендерное неравенство. Прежде всего, женщины считались неспособными к рациональному мышлению, управлению и расчету, чуждыми науке и порядку, а также всему, что связано с самоконтролем. Во-вторых, эти убеждения оправдывают дисбаланс власти, подчиняющий женщину мужчине, как в семье, так и в обществе. Ведь они описывают женщину как покорную сильному и активному мужчине и дающую свою любовь ему в дар за покровительство, и одновременно как существо, которое не может ни управлять домашним хозяйством, ни государством, ни самостоятельно распоряжаться деньгами.

Гендерные стереотипы часто используются в качестве оправдания насилия над женщинами, ведь они формируют искаженное представление о психологии женщины - что ей якобы нравится, что ее третируют, бьют, унижают и даже насилуют. Даже Зигмунд Фрейд писал о том, что мазохизм - это признак женской сущности. Стереотипы в этой области порождают серьезные социальные проблемы - они являются причиной дискриминации представительниц прекрасного пола, они лишают женщин достоинства и заставляют их привыкать к своей униженной роли, а вследствие этого, терпеть насилие и не бороться за свои права.