Главная · Здоровье · Племя обезьян которые постоянно спариваются. Зачем самки приматов кричат во время секса? Как уберечь шимпанзенка

Племя обезьян которые постоянно спариваются. Зачем самки приматов кричат во время секса? Как уберечь шимпанзенка

символически утверждают, что его половая потенция позволит оплодотворить все общество, благодаря чему вырастут хлеба, увеличится поголовье скота, а женщины родят много детей. Хотя сексуальность может лежать в основе любого ритуала, все же есть обряды, для которых эта тема более вероятна, чем для других. Сексуальные мотивы обычно содержат брачные обряды, а также юношеские обряды или ритуалы инициации, перемещающие подростков из статуса ребенка в категорию гражданина. Для девочек эти церемонии часто бывают тесно связаны со временем первой менструации и иногда означают, что они готовы начать половую жизнь или выйти замуж. В отношении мальчиков редко бывает какой-либо физический маркер для таких обрядов, но во многих культурах во время инициации физически изменяют пенис.

Шлегель и Барри (Schlegel, Barry 1979, 1980) исследовали юношеские обряды в выборке из 182 сообществ. Они обнаружили, что 80 сообществ таких обрядов не имели, в 17 были церемонии только для мальчиков, 39 сообществ имели ритуалы только для девочек, а 46 - для обоих полов. Отсутствие обрядов для обоих полов характерно для обществ с интенсивным развитием сельского хозяйства и более сложными формами социальной организации. Таким образом, тот факт, что американская культура не имеет формальной инициации для мальчиков или девочек, согласуется с данными Шлегеля и Барри. Эти авторы рассматривают церемонии инициации как передачу через ритуал информации о половом статусе и полагают, что такие ритуалы имеют место в тех культурах, где пол человека играет важную роль в организации социальной жизни.

В племенах, где продукты питания главным образом добываются в природе, имеется разделение труда по признаку пола: мужчины охотятся, а женщины собирают дары природы. Тридцать четыре из 45 таких обществ в выборке Шлегеля и Барри совершают церемонии инициации хотя бы для одного пола. В двух имеются обряды только для мальчиков, в 20 - только для девочек, а в 12 существуют ритуалы для обоих полов. В 32 обществах, где есть обряды для девочек, содержание ритуалов указывает на то, что в этих культурах особое значение придают первой менструации. Авторы предлагают два объяснения этому факту. Согласно первому, жители племени, убежденные в том, что контакт мужчины с менструальной кровью может подорвать его способность охотиться, с помощью церемонии инициации доводят до сведения девушки, что теперь она должна соблюдать менструальное табу, чтобы не подвергать своих соплеменников риску остаться без пищи. Другое объяснение заключается в том, что с помощью этого ритуала все узнают о появлении новой женщины, способной к рождению детей, что гарантирует стабильное существование данного племени.

Пол лежит в основе социальной организации сообществ, занимающихся примитивным земледелием. Такие сообщества по численности больше, чем племена охотников и собирателей плодов, но в них еще не развиты гражданские и религиозные структуры, способные объединить людей. Ключевым элементом социального устройства таких сообществ является группа мужчин-воинов. Обычно проводятся юношеские церемонии для обоих полов. Тема ритуалов для лиц мужского пола, как правило, - созидание групповой идентичности, тогда как в женских обрядах главной темой бывает способность к воспроизведению потомства (фертильность). Часто ритуалы для мальчиков подчеркивают опасность "сексуального загрязнения" и побуждают избегать женщин до тех пор, пока мужчина не станет физически и морально достаточно сильным, чтобы противостоять такому загрязнению.

В индустриальных обществах или в обществах с развитым замледелием символическое значение пола сохраняется, но роль его как принципа социальной организации снижается. В этих условиях нет необходимости в ритуализации пола; в наиболее сложных обществах не проводят церемоний инициации подростков. Вместо этого осуществляются посвятительные обряды при введении людей в специфические группы (например, в профсоюзы или военные организации) и празднования индивидуальных событий жизни, таких как рождение ребенка или бракосочетание.

Интересным дополнением к работе Шлегеля и Барри служат данные, полученные Карен и Джеффри Пейдж (Karen Paige, Jeffrey Paige, 1981) при исследовании репродуктивных ритуалов в 114 неиндустриальных обществах. По их мнению, в примитивных сообществах ритуалы часто представляют собой большие политические события. Авторы идентифицируют в этих обществах две формы политической организации. Особенностью одних обществ являются сильные родовые общины (кланы): близкие родственники мужского пола объединяются и защищают свою землю и скот. В других обществах такая плановость выражена слабо или отсутствует совсем (родственники по мужской линии не живут вместе и не действуют сообща).

Эти две политические системы сталкиваются с очень разными проблемами. Для обществ с сильными кланами чрезвычайно важно предотвратить выделение из родовой общины отдельных ее членов, что ослабляет способность защищать общие ресурсы. Ключевая политическая проблема в обществах со слабо выраженной клановостью - формирование альянсов. Объединения часто создаются и разрушаются независимо от родственных отношений.

Пейдж полагают, что многие ритуалы, в которых придается особое значение сексуальности, отражают попытки справиться с политическими проблемами, которые создает для кланов высокая рождаемость. Например, если много детей родится у кого-либо из мужчин сильного клана, он может отделиться от своих родственников, чтобы создать собственный клан. И даже если он не выделится из родовой общины, его многочисленные дети обеспечат отцу основу для власти, что может привести к резкому напряжению в

отношениях между ним и другими главами семейств. В выборке Пейдж ритуалы обрезания у мужчин обычны для обществ с сильными кланами и редко встречаются в культурах со слабой подразделенностью на родовые общины. Авторы утверждают, что мужчина, позволивший провести обрезание сыну, демонстрирует преданность своему клану, проявляет готовность доверить будущую плодовитость сыновей и внуков своим мужским родственникам.

В клановых обществах существует множество обрядов для беременных женщин. Это объясняется тем, что способность женщины к воспроизведению потомства (фертильность) важна для всей общины (большое количество детей свидетельствует о силе рода). Брак в таких обществах обычно заключается между представителями двух родов. Родственники жениха, давая выкуп за невесту, платят за плодовитость женщины и имеют право потребовать другую женщину, если первая окажется бесплодной. Родственники невесты не заинтересованы в том, чтобы отдавать еще одну женщину в другой род. Многочисленные обряды призваны продемонстрировать интересы обеих сторон. Неудивительно, что эти ритуалы обычно наиболее конкретизированы для первого ребенка женщины. В обществах, устроенных по родовому принципу, более распространены случаи насилия. Мужчины могут использовать насилие или угрозу насилия, чтобы удержать женщин от возникновения у них привязанности к мужчинам из других кланов. Такая стратегия эффективна, поскольку замужние женщины живут у родственников мужа и их некому защитить от насилия.

Самыми частыми обрядами в обществах со слабыми родственными связями являются церемонии по поводу женской менструации и кювейд. Пейдж рассматривают оба обряда как тактику, используемую мужчинами для создания альянсов. Мужчина, как только его дочь стала сексуально зрелой, может пожелать представить этот факт вниманию потенциальных поклонников. Обряды, отмечающие первую менструацию девушки, позволяют ее отцу привлечь потенциальных союзников, продемонстрировать свои политические и экономические способности и, возможно, провести переговоры с потенциальным женихом.

В обряде кювейда мужчина выражает отношение к своему ещё не рожденному ребенку. Этот обряд может потребовать от мужчины не есть определенной пищи до рождения ребенка. В других обществах при кювейде мужчина должен имитировать роды и вести уединенный образ жизни, подобно тому как изолированы мать и ребенок от контакта с другими людьми. В обществе, где родственные связи слабые, союзы непостоянные и часто случаются нарушения супружеской верности, мужчина узаконивает свое притязание быть отцом отпрыска своей супруги только путем выполнения кювейда. В культурах, где верят, что ребенка может создать сперма более чем одного мужчины, женщина может потребовать, чтобы несколько мужчин соблюдали обряд кювейда. Ребенок тогда будет социально связан со всеми этими мужчинами.

Работа Пейдж иллюстрирует важную особенность: общества не свободны в выборе модели сексуальности. Например, в некоторых обществах окружающая среда не позволяет формировать родовые кланы, защищающие общую собственность (ресурсы). В таких культурах плодовитость мужчины не имеет никакого политического значения для его родственников, отсутствует здесь и обряд обрезания. В обществах, построенных по родовому принципу, наоборот, нет нужды в ритуалах, подобных кювейду.

Перечисленные авторы сосредоточили внимание на социологических и символических аспектах ритуалов, подчеркивающих сексуальность. Другой подход демонстрируют исследования Роберта Мунро (Robert Munroe, 1980). Соглашаясь с выводом Пейдж о том, что в культурах, где практикуется кювейд, редко совершаются ритуалы обрезания, Мунро интерпретирует эти данные иначе. Известно, что у многих племен взрослые мужчины редко общаются с детьми. В таких условиях мальчики могут идентифицировать себя с женщинами и на материнском примере усвоить их половую роль в обществе, тогда как обучиться соответствующему мужскому поведению им трудно. В обществах, где взрослые мужчины объединяются в кланы и подчеркивают свое отличие от женщин, могут потребоваться суровые ритуалы для разрушения у мальчиков представления об их идентичности женщинам. Мунро предполагает, что ритуалы инициации с обрезанием или другими повреждениями пениса, выполняют эту задачу. Тот факт, что хватило сил стойко перенести такую боль, убеждает мальчика в собственной мужественности.

В сообществах, где взрослые мужчины редко общаются со своими детьми и не объединяются вместе, им нет необходимости полностью отвергать свою идентичность женщине. Ритуал кювейда в таких обществах позволяет мужчинам выразить их некое тождество с существами женского пола. По данным Грея и Эллингтона (Gray, Ellington, 1984) в обществах с ритуалом кювейда редко выявляется высокая частота мужского гомосексуализма.

Результаты исследований, устанавливающих связь между социально организованными ритуалами и психологией индивидуумов, дискуссионны. Однако несомненно, что когда в ритуалах подчеркиваются сексуальные темы, они затрагивают каждого члена общества персонально.

Итак, "биологическая сексуальность всегда находится под социальным контролем". Согласившись с этим важнейшим выводом этнологов, вы можете подразмышлять о том, под влиянием чего сформировалось ваше отношение к сексу. Вы можете, кроме того, сопоставить модель сексуальности, принятую в вашем обществе с моделями сексуальности других стран и народов, но не для того, чтобы определить, где сексуальные

отношения организованы лучше или хуже, а для того, чтобы понять, как в разных обществах связаны сексуальные и несексуальные стороны жизни каждого отдельного человека.

Выводы

1. Человек от рождения наделен биологическим потенциалом для сексуального поведения. Реализация этого потенциала в последующей жизни определяется культурой общества, в котором живет человек. Этнологи изучают, как разные общества формируют сексуальность своих членов.

2. Среди человеческих сообществ существуют большое различие форм сексуального поведения и отношения

к ним. Этнологи описали обусловленные культурой вариации эротического стимулирования, положений для коитуса и стандартов красоты.

3. Во всех обществах существуют правила инцеста, запрещающие секс между определенными родственниками, но решение, каких родственников касается это табу, варьирует. Теоретики пытаются объяснить запрет инцеста с разных точек зрения: биологической, социологической и культурной, но пока нет согласия, какое из объяснений наилучшее.

4. Общества отличаютя тем, как они относятся к сексуальности молодых и как организуют брачные союзы. Этнологи демонстрируют, что экономическая и политическая организация конкретного общества оказывает большое влияние на проявление сексуальности его членов.

5. Общества отличаются отношением к гомосексуальному поведению и тем, какой смысл они придают такому поведению. У народности азанде мужской гомосексуализм представляет собой реакцию неудовлетворенной плоти на дефицит женщин, тогда как самбия полагают, что гомосексуальное поведение необходимо для превращения мальчика в мужчину. Эти примеры показывают, что не во всех обществах формируются такие же представления о взаимосвязи между половой идентичностью, эротической ориентацией и половой ролью, как у большинства американцев.

6. Поскольку чувства и переживания людей следует рассматривать через призму культуры и традиций, смысл сексуального поведения всегда выходит за рамки секса как такового.

7. Многие общества используют сексуальное поведение или сексуальные темы в ритуалах. Использование таких тем часто можно предсказать, исходя из социальной организации общества.

8. Секс среди людей часто противопоставляют сексуальному поведению животных. Ученые-приматологи обнаружили, что сексуальное поведение обезьян Старого Света и человекоподобных обезьян (apes) в определенной степени не зависит от гормонального контроля; следовательно, сексуальность этих животных гораздо сложнее, чем полагали прежде.

Вопросы для размышления

Как вы думаете, имеют ли исследования, касающиеся сексуального поведения приматов какое-либо отношение к нашему пониманию человеческой сексуальности? Объясните, почему?

Этнологическая наука соотносит обычаи и традиции любого народа с его религией и верованиями. Могут ли быть одни культуры "хорошими", а другие "плохими"? Была ли наша собственная культура иногда "лучше", а иногда "хуже" с точки зрения ее отношения к различной сексуальной практике?

Наше общество живет по законам моногамного брака, а полигамия преследуется в уголовном порядке. Как повлияло на наши представления широкое распространение практики сожительства, а также большое число разводов?

Приведите примеры сексуальной практики, которые наше общество считает нормальными либо аномальными, хотя такая оценка в действительности - лишь порождение нашей культуры. Можно ли считать наше общество организованным по типу родовых кланов?

Должен ли влиять на наше отношение к педофилии тот факт, что некоторые общества одобряют секс между взрослыми и детьми и даже считают его необходимым?

Ещё одни представители царства животных удивили зоологов своим брачным поведением: в период спаривания самки цепкохвостых обезьян капуцинов имеют привычку бросаться камнями в представителей противоположного пола, чтобы привлечь их внимание и выразить свою симпатию.

Во время съёмок документального фильма о животных в национальном парке Бразилии Серра-да-Капивара кинематографисты заметили столь необычное поведение у самок чернополосого капуцина вида Sapajus libidinosus . Камила Галейго Коэло (Camila Galheigo Coelho), специалист в области поведенческой биологии из университета Дарема и университета Сан-Паулу, сотрудничала со съёмочной группой и помогла разобраться в сексуальных игрищах обезьян.

Взрослые самцы вида S. libidinosus во время брачного периода частенько получают "подарки" от своих будущих сексуальных партнёрш

Представители рода цепкохвостых обезьян отличаются изрядным интеллектом, и их способность использовать камни в своих целях — прямое тому подтверждение, считает доктор Коэло. С помощью этих "орудий труда" животные раскалывают орехи, роют почву и исследуют труднодоступные местности. И метание камней в сексуальных партнёров — не забава и не флирт для капуцинов, а единственный шанс привлечь к себе внимание.

Самки чернополосых капуцинов, будучи готовыми к спариванию, не имеют никакой стандартной возможности продемонстрировать свою готовность: у них нет яркого окраса, они не источают резких запахов, их гениталии не набухают. Поэтому сигнал самцам они подают другими доходчивыми способами. Кроме бросания камней обезьянки морщат морды и издают воющие звуки. И столь странное поведение, к счастью, воспринимается самцами как комплимент.

"Как представители других видов выжидают, пока гениталии самок не набухнут, а их тело не начнёт источать характерный запах, самцы вида S. libidinosus стараются максимально долго игнорировать заигрывание со стороны самок, чтобы оплодотворить их на стадии максимальной фертильности", — рассказывает доктор Коэло.


У самок нет возможности привлечь сексуальных партнёров физиологическими изменениями, поэтому они выражают готовность к спариванию своим поведением

Любопытно, что такая модель поведения вряд ли когда-либо станет широко распространённой у капуцинов других видов, обитающих на территориях вне парка Серра-да-Капивара. Дело в том, что самки цепкохвостых обезьян не мигрируют от группы к группе (в отличие от самцов). Таким образом, они не могут передать традицию "побиения камнями" кому-либо кроме своих потомков.

В то же время самцы могут распространять другие "традиции", такие как работу палочками или теми же камнями. Они могут заполучить такое умение в одной группе, а затем научить этому представителей соседней, после чего навык может распространиться на всех особей вида.

Группа Коэло в дальнейшем планирует продолжить изучение "социальных сетей" капуцинов, чтобы понять, каким образом распространяются знания в группах обезьянок.

Забеременеть от обезьян

Министерство обороны неоднократно обращалось за помощью к ученым, изучающим повадки обезьян. Ведь генетический код приматов всего менее чем на один процент отличается от генетического кода людей. Значит, результаты опытов над обезьянами действительны и для людей, рассудили военные. Так в стране появились лаборатории по изучению обезьян. В них велись исследования в военных целях. А в Сухуми даже возник институт, созданный для скрещивания человека с обезьяной.

Луначарский одобрил скрещивание

После смерти Ленина в 1924 году общественность была взбудоражена - вождь умер от преждевременного старения. Таков был официальный вердикт личного врача Ленина доктора Розанова, который всерьез занимался проблемами омоложения партийной верхушки. Спустя год Розанов подал бумагу Сталину, в которой говорилось, что ему необходимы две обезьяны для пересадки половых желез людям. В случае удачного исхода эксперимента ему удастся продлить годы жизни всей коммунистической верхушке.

В то же время на юге страны Илья Иванович Иванов придумал скрещивать человека с обезьяной. Уже несколько лет он лелеял эту мечту, но царский режим выступал против аморального эксперимента. Приход к власти большевиков развязал ему руки. Свои идеи он изложил в письме к Луначарскому:

«С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и обезьян. В свое время я вел переговоры с бывшими владельцами знаменитых зоопарков… Однако страх перед Святейшим синодом оказался сильнее желания пойти навстречу этому начинанию... В данное время для постановки этих опытов недостает только денег».

Иванов просит выделить ему 15 тысяч долларов и командировать его в Африку для проведения первых опытов по скрещиванию людей с обезьянами.

Пигмейки беременели от горилл?

Летом 1926 года профессор с подручными отбыл в Гвинею, где базировалась станция Пастеровского института. Ученый рассчитывал изучить обстоятельства изнасилования чернокожих женщин гориллами, а если посчастливится, то и найти возможное потомство. Но - увы! Как ни старался профессор, в джунглях так и не нашлось ни одного существа, хоть как-то напоминающего помесь гориллы с человеком.

Тогда Иванов тайно решил провести искусственное осеменение туземкам, пришедшим на прием к русским врачам. По счастливой случайности об этом узнали местные мужчины. Они попросту запретили своим женам и дочерям обращаться за помощью к белым докторам. Иванову оставалось одно - выписать из Габона пигмеек, которые за небольшое гастрономическое вознаграждение готовы были беременеть от самцов горилл.

У пигмеек так никто и не родился, зато самкам шимпанзе удалось забеременеть от пигмеев! Обрадованный профессор посадил обезьян на корабль и отправил в Россию. Но по дороге в СССР они погибли.

В Москве была создана специальная комиссия по расследованию этого дела. Иванова обвиняли в том, что он уронил честь советского врача, когда пытался тайно оплодотворить гвинейских женщин. Через два месяца вся общественность обсуждала провал операции. Иванову было отказано в дальнейшем финансировании экспедиций. Все, на что мог рассчитывать профессор, - это на продолжение эксперимента в обезьяньем питомнике в Сухуми, который был выстроен специально для искусственного спаривания обезьян с человеком.

«Хотим жить с обезьянами»

Идеи Иванова становятся в Сухуми очень популярными. Со всего света к нему съезжаются люди, готовые принять участие в эксперименте. С этого момента у Иванова нет отбоя в донорах спермы и даже в тех, кто готов жить с обезьянами, как с мужем или женой. Свои странные желания иметь потомство от горилл советские люди объясняли так: «Хотим послужить науке, не требуя платы, - ради СССР и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан».

Профессор поплатился жизнью

Но в 1927 году профессор все же решил перебраться со всей своей лабораторией в Западную Африку для продолжения начатого эксперимента в Гвинее. Из Африки он писал в СССР: «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и снова поставить опыты обратного скрещивания. Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище... Возможности использования безграничны - от работы в сырых забоях до солдатской службы».

Из-за отъезда Иванова Сталин был в шоке! Самодовольный профессор вопреки его желанию покинул Россию и продолжает эксперимент! По приказу вождя НКВД отозвал профессора в СССР якобы для переговоров о продолжении эксперимента. На вокзале в Москве Иванов был арестован и препровожден на Лубянку. Он получил 5 лет лагерей и скончался 20 марта 1932 года от атеросклероза в лагере. В это же время в сухумском институте прекратили опыты по спариванию человека с обезьяной.

Судьба питомника в Сухуми

Последние счастливые дни сухумский питомник пережил в восьмидесятых годах. Во время грузино-абхазской войны большинство обезьян стали жертвами перестрелок. Сухумцы рассказывают, что в начале 90-х скачущая по улице макака с прицепившимся к ее животу детенышем была здесь столь же обычным явлением, как звуки выстрелов. Разбежавшихся из вольеров питомцев отстреливали: было известно, что медики ставили на обезьянах опыты, испытывали новые лекарства, заражая их предварительно разными болезнями. Ходили в городе и слухи, что на несчастных животных испытывали бактериологическое оружие.

Мог ли эксперимент пройти удачно?

Сегодня любой человек на предложение скрестить обезьяну и человека ответит, что это невозможно! Конечно, есть близкородственные биологические виды, которые могут скрещиваться. Например, от связи лошади с ослом родится мул. А такой вид, как человек, не может скрещиваться даже с близкородственной обезьяной.

Обезьяны действительно самые близкие к нам по генотипу существа, - сказал в беседе с корреспондентом «Смены» профессор Института имени Павлова Леонид Фирсов. - Долгие годы наука изучала физиологию женщины по обезьянам - у обезьян единственных среди животного мира месячный цикл совпадает с женским. А у самцов обезьян от стрессов возникает импотенция. Но это вовсе не значит, что обезьяну можно скрестить с человеком! Эксперименты Иванова изначально были обречены на провал.

Кстати, профессор уверен, что люди произошли от обезьян, которые жили сто миллионов лет назад. Обезьяны того периода были мало похожи на своих потомков, которых мы видим теперь в зоопарках.

Военным помогли мартышки

Профессор Леонид Фирсов по праву считается самым компетентным человеком на Земле, занимающимся изучением обезьян. В 1972 году ему удалось высадить нескольких обезьян на остров, чтобы проверить их выживаемость в условиях изоляции от мира.

Моим экспериментом всерьез заинтересовались военные, - вспоминает Леонид Саликович. - Мне требовалось узнать, какой травкой в лесу будут питаться обезьяны, чтобы не умереть с голоду. Эти съедобные растения мы тщательно изучали и полученную информацию передавали военным.

На острове обезьяны первым делом принялись проверять, не осталось ли в гнездах яиц или птенцов, потом начали отлавливать мышей и мелких хищников. Затем наступила очередь ворон. Когда мясо и дичь были на исходе, обезьяны приступили к диетической пище. В течение многих месяцев обезьяны лопали листья, побеги, лубяную часть коры, нивяник обыкновенный, купырь лесной и кочедыжник женский.
После окончания экспедиции ученые перечислили военной верхушке названия растений, которые могут составить полноценное питание русских солдат. Специально для них были выпущены буклеты, в которых были изображения и названия съедобных растений для Советской Армии.

Кстати, Леонид Саликович уверен, что программа Первого канала «Последний герой» большей частью скопирована с его научно-популярного фильма об острове обезьян под Псковом - «Обезьяний остров».

Мартышки помирили космонавтов

Космос был также заинтересован в опытах над обезьянами.

Американские астронавты обращались за помощью так же часто, как и русские космонавты, - признается Фирсов. - После гибели обезьяны в космосе американцы решили прекратить опыты на приматах. Зато в СССР исследования шли полным ходом. Последний раз космонавты просили проверить на обезьянах состав пяти лекарственных препаратов. Дело в том, что в полете у космонавтов нередко возникали психологические трения. Это всерьез могло помешать работе. Поэтому было необходимо найти лекарство, которое бы сгладило психологические проблемы у космонавтов.

Обезьянку усыновил Фидель Кастро

В 1983 году советские ученые решили преподнести подарок ко Дню чекиста генсеку Юрию Андропову. Сухумские мартышки Абрек и Бион пять суток провели в космосе и приземлились в кустанайских степях. Спустя два года в космос полетели их сородичи -Верный и Гордый - на семь суток. Третьими полетели в 1987 году Дрема и Ероша, уже на 14 суток. По возвращении Дрему усыновил кубинский лидер Фидель Кастро, гарантировав ему почет и уважение на Острове Свободы. Потом были еще три 14-суточных полета: в 1989 году (Жаконя и Забияка), в 1992-м (Иваша и Крош) и в 1996-м (Мультик и Лапик). А потом на программу в российской казне закончились деньги.

К полету готовы

В Звездном городке наравне с тремя отрядами космонавтов существует полностью укомплектованный отряд обезьян, в любую минуту готовых отправиться в полет. Права макак соблюдает Комиссия по биомедицинской этике, которая подписывает за них контракт. Ученые обещают, что после возвращения животных на Землю им будут созданы условия для продолжения рода. Поскольку в отряде состоят только самцы, комиссия обещает подобрать им жен по их выбору и обеспечить уважение среди стаи.

Обязательные условия для обезьян-космонавтов - безупречное здоровье и отличная реакция.

Борцы за права обезьян

После смерти американской обезьяны в космосе от опытов над ними отказались не только американцы. В Великобритании полным ходом идет скандал, связанный с планами по строительству лаборатории, в которой будут уничтожены тысячи обезьян. Ученые придумали лекарство, которое избавит человечество от болезни Паркинсона, и теперь оно нуждается в проверке. Борцы за права животных не разделяют оптимизма ученых. Они считают, что лаборатория превратится в бойню. Теперь полиция опасается, что «зеленые» устроят погром, сходный с событиями 2001 года. Тогда «зеленые» избили бейсбольными битами директора Института приматов, а служащим банков, дававших деньги на исследования, неоднократно присылали письма с угрозами расправы. Это заставило банки отказаться от финансирования проекта.

Люди спаивали мартышек

В 1994 году Леонид Фирсов продолжил исследование обезьян. Теперь уже в ЦПКиО. С тех пор ежегодно на два-три месяца на Елагином острове селят группу мартышек, на примере которых полным ходом идет изучение влияния мегаполиса на психологию обезьян, а значит, и человека.

Первоначальные выводы таковы: полная свобода делает обезьян неуправляемыми. Всего за несколько месяцев приматы становятся практически дикими и пускаются во все тяжкие.

До сих пор памятны истории о том, как мартышки вырывали сумки, зонты и мобильники у людей, которые на лодках причаливали к берегу. Иногда обезьяны пускали в ход зубы, но вовремя поспевала охрана.

Они еще и курят!

За пару месяцев обезьяны научились курить, есть чипсы и пить пиво, которое доставляли на остров визитеры на катамаранах и лодках. Работники зоопарка только удивлялись: «Легче работать с обезьянами, чем объяснить людям, что обезьян нельзя спаивать!» В общем, люди и обезьяны нашли общий язык!

Вера ХОХАЛЕВСКАЯ

Фото Замира УСМАНОВА

Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] Бутовская Марина Львовна

Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов

Систематическое исследование копуляторного поведения млекопитающих проведено Д. Дьюсбери. У млекопитающих он выделяет 16 типов спаривания. При этом использует 4 основных критерия: I) происходит ли склешивание, 2) производятся ли многократные тазовые толчки, 3) производится ли эякуляция после многократных или единичных интромиссий; 4) происходят ли повторные эякуляции в одном цикле спаривания. Для приматов более характерна вторая модель спаривания без склешивания, с тазовыми толчками, без множественных интромиссий, нос множественными эякуляциями. Разные модели спаривания у представителей разных таксонов приматов связывают с морфологическими различиями, например строением половой косточки у самца черного макака, а также с экологическими условиями - пресс хищников, форма брачных отношений, образ жизни и пр.

У широконосых обезьян (семейство игрунковые) прекопуляторный период очень короткий, менее минуты. Самец делает одну садку с интромиссией. Самки, в отличие от полуобезьян, не отвергают садку, а в большинстве случаев инициируют ее с помощью демонстраций.

У низших узконосых обезьян прослеживались следующие, более разнообразные тенденции. У самок зеленых мартышек отмечали определенные закономерности в предпочтении полового партнера. Как правило, все они предпочитали альфа-самца, высокоранговые самки имели большие возможности для выбора партнера, чем низкоранговые, так как они могли успешнее отвергать попытки к спариванию со стороны подчиненных самцов. У мангабеев инициаторами спаривания бывают самцы, но эякуляцией заканчивается садка, инициатором которой была самка. Интересно, что у низших обезьян, в отличие от полуобезьян, садки уже не обязательно связаны с эякуляцией, т.е. овуляция не влияет на частоту эякуляций. Так, у бурых макаков садки отмечались с одинаковой частотой в любую стадию овариального цикла. Этим бурые макаки отличаются от других представителей рода Масаса (резусов, лапундеров, яванских), у которых половое поведение более зависит от гормональных факторов. Половое поведение самцов определяется циклом самки. Самцы бурых макаков также отличаются от других самцов обезьян тем, что рефрактерный период межэякуляционных интервалов у них остается постоянным в период спаривания, в то время как обычно он увеличивается с каждой повторной эякуляцией. Таким образом, бурые макаки обладают уникальной моделью спаривания среди низших обезьян. Имеются свидетельства, что у самок бурого, лапундера, резуса и некоторых других видов макаков происходит оргазм. Поведенчески это выражается следующим образом: самка оборачивается к самцу, хватает его за бедро, клацает, издавая при этом характерные звуки.

Бурые макаки могут представлять собой хорошую модель для изучения полового поведения человека. Это связано, прежде всего, с тем, что у самок бурых макаков отсутствуют внешние признаки эструса, с физиологией и психосоциальными факторами, вызывающими половое возбуждение. Известно, что оргазм у самок возможен лишь вследствие зрительного или телесного контакта с возбужденным партнером, причем пусковым механизмом является, как правило, наблюдение за признаками оргазма у самца.

При гомосексуальных контактах у самок поведенческие признаки оргазма проявляются при генитальной стимуляции, а при гетеросексуальных контактах - только при эякуляции, и не сопровождаются повышенной генитальной стимуляцией. Для бурых макаков характерна способность к «легкой, заразительной» возбудимости, которая играет существенную роль в сексуальной реактивности самок. Их относительно пассивная роль в гетеросексуальных контактах связана, вероятно, с тем, что самки не имеют средств для регуляции длительности собственной физической стимуляции. В гомосексуальных взаимодействиях, однако, самки способны демонстрировать поведенческие признаки, характерные для самцов в момент эякуляции.

Копуляция, как таковая, не является существенным стимулом для достижения оргазма у самца, если он до этого не пришел в возбужденное состояние. Генитальная стимуляция также не является неотъемлемым предшественником оргазма. Важную роль в возбуждении полового влечения самца, по всей вероятности, играет перинеальное обследование (обследование гениталий самки с введением пальца во влагалище), часто предшествующее копуляции. О важной роли перинеального обследования в возбуждении полового влечения свидетельствует тот факт, что в гомосексуальных контактах самки часто производят перинеальное обследование, а затем обнимаются в позе сидя живот к животу, клацая при этом обнаженными зубами (сходная мимика наблюдается у самца в период копуляции) и производя хватательное движение рукой. Клацанье длится около минуты, затем обе партнерши затихают и некоторое время сидят неподвижно. Неотъемлемыми признаками оргазма у самок является также расслабленная мускулатура лица и общая расслабленность тела.

Изучение полового поведения у яванских макаков показало, что у самок индивидуальные различия проявлялись больше, чем у самцов. Инициаторами спаривания являлись самцы, а максимальный пик садок и подставлений приходился на овуляторный период. У самок макак резусов появляется целый комплекс элементов поведения, связанный с привлечением самца. Это элементы визуальной коммуникации - позы и жесты (протягивание рук к самцу, опускание и поднимание головы).

Эти движения вызывали большое количество садок и, вероятно, являлись коммуникативными маркерами готовности самки к спариванию. Высокая степень вариабельности поведения самок отмечена и у яванских макак.

У человекообразных обезьян самки были инициаторами 80% половых контактов. В пик овуляции самки гориллы демонстрировали гениталии, подставлялись самцу. Половое поведение человекообразных обезьян представляет собой более сложный комплекс элементов. Спаривание происходит в нескольких позициях, чаше дорсовентральной или вентровентральной, причем иногда элементы спаривания наблюдаются и вне цикла овуляции.

Спаривание у высших обезьян может иметь принудительный характер. Такое поведение отмечено у орангутанов в природных условиях, а потому не может считаться следствием неправильных условий содержания. Поведение, названное «изнасилованием», может рассматриваться в качестве одного из вариантов естественного сексуального поведения для одного из морфотипов самцов этого вида (мелкие по размеру, не имеющие своей собственной территории). Как правило, насильное спаривание происходит против воли самок, вызывает ее активное сопротивление, сопровождается попытками избегания, дистрессом.

Нормальное спаривание, сопровождающееся зачатием, происходит у орангутанов, как правило, по инициативе самки. Брачная пара держится вместе на протяжении 5-6 дней, спариваясь в среднем один раз в сутки. Если оплодотворение происходит, самка покидает самца и не возвращается к нему, пока не вырастит детеныша.

В отличие от других человекообразных обезьян, у орангутанов спаривание чаше всего происходят в вентровентральном положении. Самка сама покрывает самца, и сама же производит тазовые толчки, ведущие к эякуляции. Самец остается достаточно пассивным, лежа на спине.

Можно заключить, что у обезьян половое поведение не только несет функцию синхронизации спаривания, но и отмечается вне овуляции, и не всегда после садок и спариваний наступает зачатие. Таким образом, у них имеется предпосылка развития сексуального поведения: персонализация и выбор партнеров, оргазм у самок, опосредование полового поведения социальным статусом. Для шимпанзе отмечено, что набухание аногенитальной области сопровождается повышением привлекательности и процептивности самок.

Комплекс инициирующего поведения в дни максимального набухания, описанный для горилл и орангутанов, включает следующие действия: катание на спине самца, мастурбация в отсутствие партнера, самка ложится перед самцом и совершает ритмичные движения тазом. В моделях Д. Дьюсбери учитываются только феноменологические критерии, связанные с особенностями строения репродуктивного аппарата. М. Л. Дерягина и М. Л. Бутовская предложили учитывать также психоэмоциональные и этологические характеристики спаривания у приматов (докопуляционное возбуждение партнера, инициация спаривания, вмешательство в спаривание со стороны других членов группы).

Анализ данных при исследовании представителей разных таксонов приматов позволяет выделить несколько моделей спаривания и сделать следующие замечания.

1. Модель спаривания у обезьян не связана с систематическим положением вида. Одна и та же модель может встречаться у представителей разных таксонов.

2. У представителей одного вида могут отмечаться разные варианты спаривания.

3. Для обезьян характерно большое разнообразие внешней стимуляции партнеров до спаривания (ольфакторная, визуальная, тактильная).

4. У обезьян отсутствует период ухаживания и происходит появление докопуляционных сексуальных игр.

5. У обезьян отмечена значительная роль психоэмоциональных факторов в реализации той или иной модели спаривания.

6. В отряде приматов отсутствует узкая специализация стратегий спаривания. Анализ материала по половому поведению не дает оснований делать вывод о большей перспективности той или иной модели спаривания.

Модели спаривания у приматов:

1. Единичные толчки с эякуляцией (бурый макак).

2. Единичная серия с несколькими тазовыми толчками с эякуляцией (игрунковые).

3. Единичная серия с множественными тазовыми толчками и эякуляцией (макаки лапундер и бурый, горилла, орангутан, шимпанзе).

4. Несколько серий с тазовыми толчками, после каждой из которых следует эякуляция (павиан анубис).

5. Несколько серий тазовых толчков, после которых следует одна эякуляция (павиан анубис, гамадрил, саймири, макак резус).

6. Неравномерное распределение эякуляций после серий базовых толчков (бурый макак, павиан гамадрил, макак лапундер).

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Лучшие варианты спаривания При условиях, когда исходное поголовье является хорошим, когда не спариваются собаки, обладающие одинаковыми недостатками, а важнейшие рецессивные гены известны разведенцу, я установила, что наиболее удачными являются следующие

Из книги Обезьяны, человек и язык автора Линден Юджин

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

5. ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИМАТОВ Высоко в ветвях тополя на покрытом буйной растительностью лесистом острове сидят три гиббона. Ловкие акробаты ежедневно со свистом проносятся сквозь листву, чтобы собраться на этот совет старейшин, призванный заслушать свидетельские

Из книги Семена разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций автора Энгдаль Уильям Фредерик

Новая стратегия в новых условиях Теперь ответим на обычный вопрос: почему в наше время в промышленно развитых странах преобладают малодетные семьи? Во второй половине XVII века несколько европейских северных народов (англичане, затем голландцы и французы) встали на путь

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Старая стратегия в новых условиях Пока все выглядит понятно. Но многие теряются, видя некий парадокс в том, что стремительный рост населения Земли происходит благодаря развивающимся странам Индокитая, Ближнего Востока, Латинской Америки, Китаю, Индии (а у нас - Средней

Из книги Размножение собак автора Коваленко Елена Евгеньевна

Никсоновская стратегия сельскохозяйственного экспорта Рождение подконтрольного США глобального рынка зерна и продовольственных товаров было частью долгосрочной американской стратегии, которая началась в 1970–х годах при Ричарде Никсоне. В августе 1971 года Никсон

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Экспериментальные спаривания Метод экспериментальных спариваний часто затруднителен, дорого стоит, не дает результатов быстро и, к сожалению, не всегда стопроцентно эффективен. Тем не менее, когда в породу проникла серьезная аномалия, он очень помогает. При больших

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

Организация спаривания (вязка) Несмотря на все преимущества естественного спаривания, нужно признать, что само разведение, т. е. направленный подбор пар, заставляет нас вводить новый ритуал - ритуал помощи собакам на вязках. Напомним, что псовые склонны к образованию

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Происхождение приматов Появление на эволюционной арене первых приматов приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр, и это не случайно. Дело в том, что в конце мелового периода, завершающего мезозой, с лица земли исчезли господствовавшие дотоле на суше и в воде

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Риталин: криминальная стратегия отдельных лабораторий Миллионы детей пичкали ежедневно риталином, «пилюлей послушания», которая является производным амфетаминов.Прежде говорили, что подвижный ребенок - это здоровый ребенок.Сегодня же считается, что если ребенок

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Стратегия маркетинга лабораторий Wellcome В журнале «СПИД» можно было прочесть статью «Всё идёт хорошо».Отказываясь признавать соответствие результатов исследования по протоколу Конкорд, отчетливо подтвердившему, что AZT не оказывает никакого действия на серопозитивных

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИМАТОВ Приматы произошли от бокового ответвления насекомоядных (предков современных землероек). Большинство из современных приматов обладают общими признаками, в том числе высокоразвитым мозгом, хорошим зрением, относительно слабым обонянием и

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Дела семейные у наших родичей-приматов Легкая взаимозаменяемость территориальной моногамии и многоженства, или полигинии, у животных одного вида - явление вполне обычное в тех случаях, когда самке под силу без чьей-либо помощи поставить на ноги потомство, так что самец

Из книги автора

Наследие приматов: речь достается недешево Способность разговаривать досталась нам дорогой ценой. За эту способность мы расплачиваемся риском умереть от остановки дыхания во время сна или подавившись какой-нибудь пищей.Мы издаем звуки, складывающиеся в речь,

Из книги автора

Система приматов Направление, ведущее к современному отряду приматов, выделилось в классе млекопитающих еще в мезозойскую эру, около 70 млн лет назад, являясь одним из древнейших. Уже в то время наметилась магистральная линия их эволюции – развитый головной мозг,

Из книги автора

Общие принципы различий между полами (стратегии спаривания, вмешательство в спаривание и родительское поведение) Хотя у каждого вида животных тактики сексуального поведения могут отличаться, у видов представленных мужским и женским полом можно выделить целый ряд


Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно назвать “интеллигентами среди обезьян”.

Тогда как у обычных шимпанзе все построено на доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов мирного сосуществования.




Бонобо – обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.

В отличие от большинства представителей животного мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.


Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.


Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе.


С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.

Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы.


У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.

Проще говоря, в стаях бонобо – матриархат.


У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка.

Самки держатся группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.

Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! - доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюдениях в природе.


Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и изобретательны в своих играх.

Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.

Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей - до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.


В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.

Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше - им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.


Молодые самцы бонобо избавлены от суровой необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям, отстаивая свое “место под солнцем”.

В сообществах, где лидеры - самки, за них разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”.

Секс у бонобо является самым важным (если не единственным) способом разрешения конфликтов.

То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных “выяснений отношений”.

Лучший способ примирения – секс. Причем, доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.


Казалось бы, что тут такого крамольного, почему ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении этого вида приматов?

Ведь с точки зрения развития социального общества у бонобо можно многому поучиться…

Многому возможно, но… далеко не всему.

Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.

Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением - ему не должно быть больше 6-ти лет.

При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.

Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О как!


Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.

При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.


Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.

Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые демонстрации.

Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).


И, кстати не только этим бонобо очень близки к людям.

Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать, что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.

Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются совершенно спокойно.

Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение и в их латинском названии – Pan paniscus, то есть маленький Пан.

Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.


Ученые долгое время изучали причины таких серьезных различий в поведении двух ближайших родственников – бонобо и обычных шимпанзе, и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания бонобо.

Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.

Размножение


Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик.


Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.




Беременность, в среднем, длится на протяжении 240 дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.




Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей матерью родственные отношения.