Главная · Мода и стиль · Планирование лфк в коррекционной школе. Планирование на тему "лфк". Упражнения лечебной физкультуры

Планирование лфк в коррекционной школе. Планирование на тему "лфк". Упражнения лечебной физкультуры

Оксана Бекина
Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении

Пояснительная записка.

Информационная часть программы :

Вид программы - оздоровительная

Направление программы - лечебная физкультура

Срок реализации программы - 1 год

Возраст обучающихся воспитанников - 6-7 лет

Форма реализации - физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках кружка "Лечебная физкультура" в соответствии с ФГОС и образовательной программой воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении "Детство"под редакцией Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.

Методы обучения :

Словесные - объяснение; валеологические беседы;

Наглядные - показ упражнений, иллюстраций;

Игровые.

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 6 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки и плоскостопием, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений , многообразны. Среди главных можно выделить следующие : резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста ; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в коррекционной терапии. Поэтому для детей дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура", которая реализуется на базе ДОУ. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников , но и укрепление здоровья детей.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей 6 - 7 лет на основе практических пособий : "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ" под редакцией О. Н. Моргуновой (2005 г., "Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец" Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., и "Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре". В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонений в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие.

В основное содержание программы входят :

Коррекционные упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников ;

Дыхательные гимнастики;

Упражнения на напряжение и расслабление мышц, релаксация;

Акробатические упражнения;

Композиции лечебно-профилактического танца.

Учебный материал, представленный в программе , доступен дошкольникам , соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, так же поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.

Цель программы : оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

Основные задачи программы :

Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

Своевременная коррекция имеющегося патологического состояния опорно-двигательного аппарата;

Формирование и закрепление навыка правильной осанки и постановки стоп;

Улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

Увеличение силы и выносливости мышц;

Улучшение координации движений;

Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нем.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах :

Принцип индивидуально-личностной ориентации - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

Принцип повторения умений и навыков - один из важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление;

Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2 - 3 недели;

Принцип умеренности - продолжительность занятий в соответствии с возрастом детей с дробной физической нагрузкой.

Результативность :

Предполагается, что результатом внедрения программы ЛФК будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечной системы, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Структура занятий :

Занятия проходят в дневное или вечернее время, один - два раза в неделю, длительность 25 -30 минут.

Место проведения - спортивный зал.

Группы комплектуются с учетом медицинских показаний и желания родителей (законных представителей) . Наполняемость группы 10 - 15 человек.

Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части - организация детей для предстоящих занятий. Состоит из валеологических бесед, коротких игровых заданий и упражнений по коррекции осанки и плоскостопия, этюдов лечебно-профилактического танца. Длительность вводной части 5 - 7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи массажные и простые, обручи, большие гимнастические мячи, мешочки и т. д). Продолжительность основной части - 15 -20 минут.

Заключительная часть - совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки и правильной постановки стоп, приведение организма в спокойное состояние. Включает в себя малоподвижные игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательную гимнастику, релаксацию, самомассаж стоп. Продолжительность заключительной части 3 минуты.

Мониторинг :

Для определения эффективности занятий в начале и конце года используются доступные методики и тесты : тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и тесты выявления нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата по Г. Н. Сердюковской, плантография. Определяется так же уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников . Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.

Обследование уровня физических качеств :

Первопричиной всех дефектов осанки является слабость тех или иных мышечных групп, их несимметричное развитие.

Тест для определения силы мышц спины :

Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела. Взрослый держит ребенка за ноги. В исходном положении ребенок опирается руками об пол,а по сигналу взрослого (1,2,3) он ставит руки на пояс, и начинается отсчет времени. Средняя норма для дошкольников 45 секунд .

Оценка силы и выносливости мышц живота :

Поднять ноги на 25 см над полом из положения лежа на спине, руки за голову, удерживать ноги в таком положении 15 секунд. Ноги должны быть прямыми, носки оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.

Определение подвижности позвоночника (гибкость) :

При наклоне вперед ребенок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колени. Наклон выполняется из и. п. ноги вместе. При невыполнении этого задания измеряется расстояние от пола до пальцев. Полученное расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой.

Диагностика плоскостопия :

Плантография - это отпечаток стоп. В норме подсводное пространство не окрашивается, окрашен только перешеек стопы. 1 степень плоскостопия - окрашена 1/3 подсводного пространства; 2 степень - окрашены 2/3 сводного пространства; 3 степень - более 2/3 подсводного пространства.

При осмотре детей обращают внимание на положение стоп по отношению к голени. В детском возрасте продольное плоскостопие обычно сочетается с отведением переднего края стопы, поднятием ее наружнего края и пронацией пятки - то есть с вальгусной установкой стопы. Если угол между голенью и стопой открыт внутрь - это варусное отклонение.

Ожидаемые результаты освоения программы .

В результате освоения программы дошкольник :

Будет знать : правила поведения на занятиях по ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры.

Будет уметь : выполнять упражнения лечебной физкультуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Будет иметь : прирост показателей развития основных физических качеств, хорошие умения и навыки в выполнении упражнений из разных исходных положений.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

дата

Упражнения для коррекции правильной осанки

Упражнения в «вытяжении». Игра «Тише едешь, дальше будешь!».

Упражнения, стоя у стены. Игра «Замри».

Упражнения у гимнастической стенки. Игра «Мяч соседу»

Висы на гимнастической стенке. Игра «Делай так, делай эдак».

Основные исходные положения. Игра «Мяч в кругу».

Упражнения на равновесие. Игра «Попади мячом в булаву».

Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «Пятнашки елочкой».

Ходьба с предметом на голове. Игра «Китайские пятнашки».

Передача мяча в парах. Игра «Ловушка»

Ходьба по ориентирам. Игра «Змейка на четвереньках».

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.

Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения.

Прыжок в высоту до определенного ориентира.

Принятие и.п. рук с закрытыми глазами.

Удары мяча об пол на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.

Упражнения для укрепления мышц живота .

Подъем туловища, сидя на скамейке.

Гимнастическое упражнение «Мостик».

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Игра «Эстафета с мячами».

Подъем туловища с помощью партнера.

Упражнения, лежа на спине. Игра «Совушка».

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Катание мячей ногами.

Ходьба на пятках, носках.

Катание гимнастических палок.

Занятия на тренажерах.

Упражнения для моторики неловкости .

Броски набивных мячей. Эстафеты с мячами.

Упражнения в парах. Игра «Ручеек»

Подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей. Игра «Собачка»

Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра «Кошка и мышка».

Ведение мяча на месте, в движении. Игра «Ручеек»

Массаж рук, ног, головы. Игра «Попади мячом в булаву».

Упражнения с обручами. Игра «Мяч соседу».

Складывание геометрических фигур из крышечек. Игра «Кто быстрее соберет».

Упражнения с гимнастическими палками. Эстафеты с бегом.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета по лечебной физической культуре в 3 классе разработана и составлена на основе учебного плана МБОУ Каменская школа» на 2014 – 2015 учебный год.
Данная программа содержит материал для 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.
В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье.
Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за учащимися.
Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развитии.В процессе оздоровления у учащихся необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важно также постоянно стимулировать у детей развитие навыков личной гигиены.
оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление учащихся осуществляется на основе общепринятых критериев:
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
-улучшение физического развития;
-повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка позволит считать, использованный комплекс коррекционно – оздоровительных средств был достаточно эффективным.

Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
- понятие о правильной осанке;
-названия снарядов;
- терминологию (что такое бег, прыжки, лазание, перелазание)
учащиеся должны уметь:
- наклоны головы;
-передачу и переноску предметов;
-лазание и перелазание;
-принятие правильной осанки;
-ходьбу на носках, на пятках;
-приседания;
-упражнения с гимнастической палкой, с мячом, с обручем.

Средства обучения:
- скакалки;
- мячи;
- гимнастические палки;
- булавы;
- гимнастические скамейки

Наименование раздела

Количество часов

Вводное занятие

В процессе занятия

Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки

Корреционные упражнения для развития пространственно – временной дифференцировки и точности движении.

Комплекс упражнений для мышц живота.

Комплекс упражнений для профилактики
плоскостопия

Упражнения для моторной неловкости

всего


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 1-4 КЛАССА

МКОУ ДС ДД «Росток»

Составитель: инструктор по физической культуре

МКОУ ДС ДД «Росток»

Анисимов С.В.

2015г.

Пояснительная записка.

Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.

В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими.

Занятия ЛФК направлены:

На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);

На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:

- упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; упражнения для развития координации; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно- гигиенических требований.

Оценка по занятиям ЛФК не выставляется.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

Большим и средним

Большим и безымянным

Большим и мизинцем

Хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

Круговые движения кистями;

Руки в замок - круговое движение влево- вправо, вперед - назад;

Пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

Поднимание согнутой в колено ноги.

Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И.п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.

I . Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II . Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III . Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 1 1 / 2 -2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И.п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И.п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И.п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата .

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Прогнозируемый результат

Дети занимающиеся в группе ЛФК должны знать:

Правила техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;

Понятие о правильной осанке;

Название снарядов;

Терминологию (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание).

Уметь выполнять:

Наклоны головы;

Перекаты с носка на пятку;

Передачу и переноску предметов;

Лазание и перелазание;

Принятие правильной осанки;

Ходьбу по ребристой доске;

Ходьбу на носках, на пятках;

Приседания;

Упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем.

Структурирование содержания

(1-2 классы).

Всего: 34 часа

1 класс

Календарно – тематическое планирование

2 класс

Структурирование содержания

(3-4 классы).

Всего: 34 часа

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Упражнения для укрепления мышц живота .

Подъем туловища, сидя на скамейке.

Гимнастическое упражнение «Мостик».

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Игра «Эстафета с мячами».

Подъем туловища с помощью партнера.

Упражнения, лежа на спине. Игра «Совушка».

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Катание мячей ногами.

Ходьба на пятках, носках.

Катание гимнастических палок.

Занятия на тренажерах.

Упражнения для моторики неловкости .

Броски набивных мячей. Эстафеты с мячами.

Упражнения в парах. Игра «Ручеек»

Подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей. Игра «Собачка»

Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра «Кошка и мышка».

Ведение мяча на месте, в движении. Игра «Ручеек»

Массаж рук, ног, головы. Игра «Попади мячом в булаву».

Упражнения с обручами. Игра «Мяч соседу».

Складывание геометрических фигур из крышечек. Игра «Кто быстрее соберет».

Упражнения с гимнастическими палками. Эстафеты с бегом.

Календарно – тематическое планирование

4 класс

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И., Занятия физической культурой при

близорукости. М. Физкультура и спорт. 1983 год.

2. Апарин В.Е., Платонова В. А., Попова Т.П., ЛФК в комплексном этапном лечении,

реабилитации и профилактике заболеваний легких у детей. М. Мед. 1983 год.

3. Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. М.

Астрель, 2003 год.

4. Евдокимова Т.А., Справочник по ЛФК, Спб. 2003 год.

5. Епифанов В.А., Справочник по ЛФК, М. Мед. 1987 год.

6. Иванов С.М., ЛФК при заболеваниях в детском возрасте. М. Мед. 1982 год.

7. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В., ЛФК в реабилитации больных с заболеваниями легких

Л. Мед. 1987 год.

8. Криворучко Т.С Особенности физического развития детей подростков. Кишинев 1976 г.

9. Ловейко В.Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.

1982 год.

10. Ловейко В.Д., Фонарев М. И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей Л. Мед.

1988 год.

11. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Лечебная физкультура, новейший справочник, М.,

2003 год.

12. Никифорова О.А., Федоров А.М., Здоровьесберегающее сопровождение

воспитательно-образовательного процесса. Кемерово 2003 год.

13. Потапчук А.А., Дидур М.Д., Осанка и физическое развитие детей.Спб. Речь, 2001 год.

14. Программа по физической культуре для учащихся 1-10 классов общеобразовательных

школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной мед. группе. Журнал

«Физкультура в школе» № 2-6, 1982 год.

15. Практикум по психофизиологической диагностике. М. Владос, 2000 год.

16. Страковская В.Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. 1977

год.

17. Форарев М.И., Справочник по детской ЛФК. Л.Мед. 1983 год.

18. Хрущев С. В., Врачебный контроль над физическим воспитанием школьников. М.

1977 год.

19. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск «Наука» Сибирское

отделение.1989 год.

Лечебная гимнастика в основном периоде курса лечения при миопии

Раздел занятий

Исходное положение

Упражнения

Продолжитель-ность или число повторений

Методические указания

Вводный

Основной

Заключительный

Стоя в колонне

То же

То же, руки на пояс

» »

» »

Стоя, палка в опущенных руках

То же

Лежа на животе

Лежа на спине, смотреть прямо

Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку руками

То же, ноги врозь, взявшись руками за рейку вверху пошире

Стоя у гимнастической стенки, захватив перекладину руками

То же

Лежа на спине, в опущенных руках мяч

То же, руки в стороны, в руке мяч

То же, руки за голову

Лежа на спине

То же, руки согнуты в локтях

Стоя в две колонны

Стоя, ноги врозь

Стоя у окна, у своей метки

В колонне по одному

То же

Сидя

Ходьба с углубленным дыханием

Ходьба, руки на поясе, сведение и разведение лопаток на каждый шаг

Ходьба на носках, пятках, наружных сводах стоп

Ходьба выпадами вперед

Обычная ходьба, перестроение. Сделать 2 круговых движения глазами с максимальной амплитудой

1 – поднять палку над головой, потянуться (вдох); 2- перевести палку за голову (выдох); 3 – поднять палку вверх (вдох); 4 – вернуться в исходное положение

1 – присесть, руки вперед; 2 – вернуться в исходное положение

Упражнение «лягушка»

Зажмурить глаза (с постепенно возрастающей силой), открыть на 3-5с

1 – присесть на одной ноге, вторая нога впереди (выдох); 2 – вернуться в исходное положение (вдох); 3-4 – проделать то же с другой ноги

1-2 – посмотреть на носок правой ноги, перевести взгляд на противоположную руку; 3-4 – посмотреть на носок левой ноги, перевести взгляд на противоположную руку

1 – прогнуться (вдох); 2 – вернуться с исходное положение (выдох)

1-6 – круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно

1-4 – руки вверх, следить глазами за мячом (вдох); 5-8 – руки вниз, следить глазами за мячом (выдох)

1 – руки в стороны (вдох); 2 – согнуть ногу в колене, обхватить ее руками (выдох); 3-4 – повторять то же с другой ногой

1-6 – медленное перекладывание мяча в другую руку, следить глазами за мячом.

Упражнение «велосипед»

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко при закрытых глазах, спустя 1-2с отпустить

1 – прогнуться, опираясь на локти (вдох);

2 – вернуться с исходное положение (выдох)

Броски мяча в баскетбольную корзину

1 – руки вверх (вдох); 2 – вернуться в исходное положение (выдох)

Перевод взгляда с метки на стекле на точку фиксации вдали и обратно

Ритмичная ходьба на 2 шага – руки вверх (вдох), на 2 шага – руки вниз (выдох)

Обычная ходьба

Закрыть глаза, спокойно подышать

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

6-8 раз

6-8 раз

4-6 раз

4-6 раз

По 4 раза каждой ногой

По 3 раза каждым глазом

4-6 раз

По 2 раза в каждую сторону

4 раза

4-6 раз каждой ногой

2 раза каждой рукой

1 мин

30с

6-8 раз

3 мин

6-8 раз

5 мин

2 мин

30с

1 мин

Сочетать с дыханием: при сведении лопаток – вдох, при разведении выдох

Следить за правильной осанкой

Движения с максимальной амплитудой

Темп медленный

Темп средний, следить за осанкой, приседать на носках, затем на полную стопу

Без напряжения, следить за дыханием

Число зажмуриваний постепенно увеличивать

Вытянутая вперед нога выпрямлена

Движения глаз строго по диагонали, голову держать прямо, дыхание не задерживать

Живот не выпячивать

Темп медленный

Выполнять в медленном темпе, амплитуда движения глаз максимальная

Темп средний

Следить, чтобы движения глаз были направлены строго в сторону.

Следить за движениями стоп. Дыхание не задерживать.

Нажимать с разной силой и частотой – от 40 до 80 раз в ми. Дыхание не задерживать, болезненных ощущений не вызывать

Прогнуться в грудном и поясничном отделах.

Выигрывает команда, забросившая больше мячей

Темп медленный

Выполнять в очках для дали

Темп постепенно замедляется

Цифры 1, 2, 3, 4 и т.д. обозначают счет

Лечебная гимнастика при начальных стадиях сколиотической болезни

Вводный

Основной

Заключительный

Основная стойка

Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, ноги согнуты в коленях

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Лужа на боку, выпуклой частью грудной клетки на валике, ноги разведены

Лежа на животе, руки на вогнутой стороне деформации вытянута вверх, другая – согнута в локтевом суставе, ладонью к полу

Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу

Лежа на животе, руки за головой, нога на выпуклой стороне поясничного отдела, отведена в сторону

Лежа на боку на вогнутой стороне деформации

Стоя на четвереньках

Стоя, руки на поясе

Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам

Поднять, встав на носки, руки вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (выдох)

Наклонить туловище вперед, спина прямая (выдох), вернуться в исходное положение (вдох)

Поднять таз, опираясь на ладони, плечи, стопы (вдох), вернуться в исходное положение (выдох)

Поднять прямые ноги, развести в стороны, свести вместе, опустить

Поднять руку вверх, коснуться ладонью пола за головой (вдох), опустить руку в исходное положение (выдох)

Оторвать верхнюю часть туловища от пола, вернуться в исходное положение

Отвести ногу на выпуклой стороне деформации (при сколиозе поясничного отдела), привести ногу в исходное положение

Отвести локти назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох)

Поднять прямую ногу вверх, вернуться в исходное положение

Вытянуть руку на вогнутой стороне деформации грудного отдела вперед, одновременно отвести противоположную ногу назад

Присесть на носках, спина прямая (выдох), вернуться в исходное положение (вдох)

6-8

8-10

6-8

10-12

8-10

10-12

10-12

8-10

8-10

6-8

6-8

6-8

Медленно

В среднем темпе

Медленно

В среднем темпе

То же

Медленно

В среднем темпе

Медленно

Лечебная гимнастика при функциональной недостаточности стоп

Вводный

Заключительный

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Лежа на спине, ноги согнуты, колени соприкасаются, носки вместе, пятки разведены

Сидя на стуле

То же

Сидя на стуле

Стоя, стопы параллельны

Стоя, руки на поясе

Стоя, руки вдоль туловища, носки вместе, пятки разведены

Стоя, руки на поясе

Стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны

Стоя, руки вдоль туловища

То же

Скользящее движение стопой одной ноги по голени другой (поочередно), стараясь подошвенной поверхность стопы обхватить голень

1. Поочередное отрывание пятки от пола.

2. одновременное отрывание пятки от пола

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев

Развести колени, поставив стопы на наружный край, супинируя стопу максимально сжать пальцы в кулак, возвратиться в исходное положение

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

Перекат через наружный край стоп с пятки на носок и обратно

Ходьба с поворотом стопы вовнутрь («косолапо»)

Подняться на носки, руки через середину вверх(вдох), опуская руки через стороны, возвратиться в исходное положение (выдох)

Ходьба на наружных краях стоп

Перенести тяжесть тела на наружный край стопы. Приподнять внутренний свод. Возвратиться в исходное положение (выдох)

Подскоки на носках

Приседая, руки вперед, возвратиться в исходное положение

10-15 раз

1 мин

10-15 движений в каждом направлении

10-15 раз

50-60 шагов

10-15 раз

30-40 шагов

8-10 раз

20-30 шагов

8-10 раз

30-40 раз

8-10 раз

Медленно

В среднем темпе

То же

Медленно

В среднем темпе

Медленно

В среднем темпе

Медленно

В среднем темпе

То же

В среднем темпе

Медленно

Лечебная гимнастика при плоскостопии

Вводный

Основной

Заключительный

Лежа на спине

То же

То же, ноги согнуты в коленях

Сидя на стуле

Стоя, носки вместе, пятки разведены, руки на поясе

Основная стойка

То же

Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе

Сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе

Круговые движения (вращение) в голеностопном суставе

Поочередное и одновременное отрывание пятки от пола

Захватывать и перекладывать пальцами стоп различные мелкие предметы (спичечный коробок, детские кубики, салфетки, палочки и т.д.)

Подняться на носки, руки вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох)

Ходьба на внешних краях стоп («косолапо»)

Подскоки на месте на носках

Приседая на носках, руки вперед (выдох), вернуться в исходное положение (вдох)

50-60 раз

40-50 раз

40-50 раз

3 мин

8-10 раз

30-40 раз

25-30 раз

6-8 раз

В среднем темпе

То же

» »

Медленно

В среднем темпе

То же

Медленно

На первом занятие по ЛФК определяют методику дальнейших занятий: по общей программе (укрепления и оздоровления организма в целом), либо по специальной программе (с целью устранения нарушенных функций систем и органов).

Оптимальными, для состояния моего здоровья, являются плавание, Аквааэробика, ходьба, загородные прогулки, туризм, лечебная гимнастика, велосипедный спорт,

При таких видах нагрузок происходит тренировка сердечной мышцы, сосудов, стабилизируется артериальное давление. Человек лучше переносит физическую нагрузку, повышается адаптация организма к окружающей среде, внешним раздражителям. Игровые виды спорта хороши, если проводятся на свежем воздухе, не для результата, а ради удовольствия. Они способствуют психоэмоциональной разрядке, оказывают общеукрепляющий эффект на организм.

Среди тренажеров лучше всего использовать велоэргометр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер.

Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков, ухудшения самочувствия.

Кроме того, во время занятий нельзя испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля - самочувствие. Физкультура должна доставлять только положительные эмоции и удовольствие от физического движения.

Занятия проводятся по расписанию, 2 раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3-5 занятий в неделю по 35-45 мин.

Занятия желательно проводить на открытом воздухе - в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда одновременно действуют два фактора: тренирующий и закаливающий.

Необходимо постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Желательно завести дневник самоконтроля, в нем фиксировать - пульс, частоту дыхания и субъективные показатели и переносимость физических нагрузок.

Упражнения лечебной физкультуры

Сердечнососудистая система является одной из наиболее важных систем в организме. Вегетативные расстройства могут быть вызваны различными причинами, как то: нехватка кислорода, умственное перенапряжение, большая физическая или эмоциональная нагрузка, перепады атмосферного давления. Постоянно проявляющиеся под влиянием этих факторов компенсаторная реакция сердца ограничивает человека во многих видах деятельности. Изложенные ниже упражнения устраняют и ослабляют влияние некоторых симптомов ВСД, в случае если заболевание не носит тяжелый характер.

Лечебная физкультура при ВСД включает: общеразвивающие и специальные упражнения.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5-6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук - вдох, при опускании - выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять окре­стные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха - выдох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, за­тем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка под­няты. Выполнять окрестные движения 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх - вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка при­поднята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10-15 с каждой ногой. Смотреть на мы­сок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения рука­ми в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, за­тем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять од­ной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание . Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3-4 кг. При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.