Главная · Мой дом · Методы оценки качества экспертов. Глава рособрнадзора призвал повысить объективность оценочных процедур в образовании Характеристики оценочных процедур разного уровня

Методы оценки качества экспертов. Глава рособрнадзора призвал повысить объективность оценочных процедур в образовании Характеристики оценочных процедур разного уровня

Объективность проведения всех оценочных процедур в образовании, от государственной итоговой аттестации до Всероссийских проверочных работ и итоговых сочинений, и выстраивание эффективной системы использования результатов этой оценки для повышения качества школьного образования – такие задачи перед региональными органами управления образованием в России поставил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания «Перспективы развития региональных систем образования».

«Последние результаты международных исследований качества образования показали, что Россия сделала серьезный рывок вперед. В том числе это произошло за счет достижения объективности оценки в итоговой аттестации в 11 классах», - отметил Сергей Кравцов.

Однако, по его словам, при проведении других оценочных процедур, таких как Всероссийские проверочные работы и итоговое сочинение, существуют проблемы с объективностью оценивания. Это будет учитываться при переходе к новой модели контрольно-надзорной деятельности в образовании на федеральном и региональном уровнях. Школы, демонстрирующие аномальные показатели по результатам оценочных процедур, в достоверности которых есть основания сомневаться, будут становиться объектами проверок в первую очередь.

Сергей Кравцов рассказал о составляющих элементах и принципах построения единой системы оценки качества образования, которая сейчас создана в России и включает в себя государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах, Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО), международные сопоставительные исследования качества образования и исследования компетенций учителей.

«Следующая наша задача – увязать все оценочные процедуры с работой инспекции, институтов повышения квалификации и методических кабинетов. Результаты оценочных процедур должны анализироваться и использоваться в практической работе. Все должно работать в системе и на развитие», - заявил глава Рособрнадзора.

Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) сейчас аккумулирует в единой системе результаты всех оценочных процедур на федеральном уровне. По словам Сергея Кравцова, аналогичные центры необходимо создать в регионах на базе региональных центров обработки информации (РЦОИ).

Эти центры должны вести все направления исследований качества образования в регионе (ВПР, НИКО, участие в международных исследованиях) и анализировать полученные данные. Результаты этого анализа должны использоваться региональными органами управления образованием, институтами повышения квалификации и методическими службами для работы с каждой школой и учителем.

Еще одной актуальной задачей для регионов, по словам главы Рособрнадзора, является формирование экспертного сообщества по оценке качества образования. К контрольно-надзорной деятельности в отношении школ необходимо привлекать в качестве экспертов учителей и директоров, которые показывают высокие результаты, чтобы они в ходе проведения инспекции могли помочь проверяемой школе сформировать программу развития.

Замминистра образования и науки РФ Ирина Кузнецова в ходе совещания рассказала о работе, которую ведет Минобрнауки России по совершенствованию качества российского образования. В числе актуальных задач она назвала модернизацию федеральных государственных образовательных стандартов, в которых необходимо более четко сформулировать результаты обучения, как в отношении содержания образования по учебным дисциплинам, так и в отношении личностных результатов обучающихся. Также, по ее словам, необходимо акцентировать внимание на адресной работе со школами, имеющими низкие образовательные результаты, совершенствовании системы педагогического образования и системы повышения квалификации учителей.

«Необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему Всероссийских проверочных работ, позволяющих не только развивать практику объективного оценивания в школах, но и формулировать единые для всей страны подходы к отбору ключевого содержания образования и системы оценивания результатов обучения», - отметила замминистра.

И.о. руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова акцентировала внимание на повышении корпоративной культуры педагогического сообщества в вопросах оценивания знаний школьников.

«Задача школы – не подготовить школьника к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая принята, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировки индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика», - заявила Ирина Мануйлова.

Она также заявила о необходимости модернизировать работу региональных институтов повышения квалификации педагогов. Программы повышения квалификации, которые они реализуют, зачастую не менялись годами и не учитывают проблемы в системе образования региона, выявленные в результате разных оценочных процедур.

В ходе совещания специалисты Рособрнадзора обсудили с представителями регионов актуальные вопросы подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и Всероссийских проверочных работ в 2017 году.

«Мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире» Владимир Путин

Последнее в уходящем году заседание Госсовета было посвящено теме, неизменно вызывающей бурные дискуссии в обществе – качеству школьного образования. Президент России Владимир Путин сформулировал амбициозную задачу: в ближайшие 10 лет российская система образования должна стать одной из лучших в мире.

Сделать для ее решения предстоит немало: построить и оснастить новые школы, внедрить в образовательный процесс передовые информационные технологии, создать новую систему мотивации и профессионального роста учителей. Фундаментом же всех будущих преобразований, направленных на повышение качества обучения, должно стать создание комплексной и объективной системы оценки знаний учащихся на всех уровнях образования. Как пояснил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, речь идет о стимулировании развития образования и формировании единого образовательного пространства через различные оценочные процедуры. «Нам необходимо выстроить полноценную систему, но для этого нужны результаты по всем ступеням образования, чтобы выявить и закрыть проблемные места», - сказал Сергей Кравцов.

Всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образования, исследования компетенции учителей, и, конечно, результаты объективного ЕГЭ - все это вместе составит общероссийскую систему оценки качества образования. «Главная ее функция – не карать, а помогать развиваться, как ученикам, так и учителям. Это касается не только деятельности учебных заведений, но и исследования профессиональных компетенций педагогов», - отметил руководитель Рособрнадзора. Для проведения исследований всех уровней образования и обобщения их результатов ведомство уже создало Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Собранные им данные будут использоваться для совершенствования образовательных стандартов и повышения квалификации учителей. Кроме того, институт займется обобщением результатов всероссийских проверочных работ, которые будут проводить школы по итогам каждого учебного года. В этом году успешно опробованы механизмы проведения Всероссийских проверочных работ, Национальных исследований качества образования. Теперь важно, чтобы выводы по результатам этих исследований послужили основой до выработки системы поддержки слабых школ, созданию мотивации для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей.

«Не смотря на то, что нами уже сделаны уверенные шаги в обеспечении объективности системы оценки качества образования, по итогам Госсовета для себя мы получили дополнительные ориентиры», - сказал Сергей Кравцов.

По его словам, ориентация на объективность станет для Рособрнадзора ключевой задачей, а основной целью - получение реальных данных о качестве и результатах обучения для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки постоянно развивает различные инструменты объективной оценки качества образования и предпринимает шаги для усиления контроля за объективностью итоговой аттестации учащихся.

Так, ГИА в 9-х классах уже в следующем году пройдет под выборочным контролем общественных наблюдателей. Об этом недавно заявил руководитель ведомства Сергей Кравцов, выступая на конференции «Национальные исследования качества образования: итоги и перспективы».

По его словам, в школах необходимо объективно проводить все экзаменационные процедуры, а не только ЕГЭ, организуемый на федеральном уровне.

«Зачастую мы видим, что экзамены без федерального контроля проходят необъективно. Когда школьник получает по ГИА-9 хорошую оценку, не имея соответствующих знаний, а затем переходит в старшую школу, у него возникают проблемы при сдаче ЕГЭ», - отметил глава Рособрнадзора. Он добавил, что отсутствие должного контроля за экзаменами в девятых классах «дестимулирует школьников учиться», и только объективное проведение экзамена заставит школьников готовиться к нему ответственно.

Глава Рособрнадзора напомнил, что в текущем учебном году в рамках ГИА-9 школьникам предстоит сдавать не только обязательные русский язык и математику, но и два предмета по выбору. В Рособрнадзоре отмечают, что исследования качества образования свидетельствуют об ухудшении в ряде регионов успеваемости школьников после пятого класса. Наиболее проблемной зоной является основная школа, 6-8 классы, поэтому на работе с ней и повышении квалификации учителей основной школы необходимо сделать основной акцент.

Для выявления имеющихся пробелов в знаниях учащихся Рособрнадзор с 2014 года начал проводить национальные исследования качества образования (НИКО). В следующем году такие исследования пройдут по истории, обществознанию и иностранным языкам. Также, ведомством начата работа по исследованию профессиональных компетенций учителей, так как аттестация, которую проходят учителя, зачастую проводится формально и не выявляет проблемных зон в их работе. В этом учебном году Рособрнадзор проведет оценку компетенций учителей русского языка, математики и литературы. Сергей Кравцов выразил надежду, что еще одним инструментом объективной оценки знаний школьников смогут стать Всероссийские проверочные работы (ВПР), апробация которых прошла в декабре 2015 года. Их результаты будут заноситься в федеральную базу данных и анализироваться.

В Тамбовской области в апробации Всероссийских проверочных работ по математике и русскому языку приняли участие полторы тысячи четвероклассников из двенадцати школ. По информации региональных организаторов, ВПР прошли в штатном режиме.

Сама процедура проверочных работ не сильно отличалась от обычной контрольной. Школьники в течение одного урока (45 минут) выполняли задания по математике, которые призваны проверить умение считать и применять математические знания. Задания по русскому языку были разбиты на два дня. В первой части ребята писали диктант. Вторая часть работы по русскому включала задания на проверку грамотности чтения, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка.

Для того чтобы разъяснить общественности суть Всероссийских проверочных работ, управлением образования и науки проведена акция «ВПР – это не ЕГЭ», в которой приняли участие журналисты практически всех региональных СМИ, а также родители четвероклассников гимназии №12 им. Г.Р. Державина города Тамбова. 8 декабря одновременно со школьниками взрослые смогли проверить свои знания. Для родителей гимназистов коллективом учреждения был подготовлен открытый урок математики, основу которого составили задания, включенные в ВПР. В это же время корреспонденты писали диктант и выполняли задания по русскому языку. Родители смогли убедиться, что ВПР никакой дополнительной нагрузки детям не несет. По окончании урока родители школьников и журналисты смогли пообщаться с региональными организаторами мероприятия. В ходе встречи директор Тамбовского центра экспертизы образовательной деятельности Олег Мексичев рассказал собравшимся о перспективах введения ВПР, а также о том, как повлияют результаты работ на итоговую успеваемость учащихся. В частности он подчеркнул, что ВПР - это не ЕГЭ, как многие утверждали. «Ничего подобного. В 4-м классе никакого ЕГЭ нет. Кроме того, в этом году итоговая оценка не будет зависеть от результатов ВПР», - отметил Олег Мексичев. Он пояснил, что из себя представляют Всероссийские проверочные работы. По его словам, результаты ВПР в первую очередь потребуются школе для корректировки учебной программы, для индивидуальной работы учителя с каждым ребенком, для работы заместителя директора с каждым учителем. «По результатам мы сможем судить, где учат лучше, где хуже, где нужно отрегулировать учебную программу. На основе этих данных можно будет управлять качеством образования», - сказал руководитель Центра экспертизы образовательной деятельности. ВПР призваны проверить, как вводится федеральный государственный образовательный стандарт на разных уровнях образования.

Отличие ВПР в том, что работы проводятся по единым заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям. Таким образом все дети находятся в равных условиях. По словам организаторов, в перспективе Всероссийские проверочные работы будут проводиться по итогам каждого учебного года, а внедрять их будут поэтапно: в 2016 году – для 4 классов, в 2017 году – для 4 и 5 классов и так далее.

Что касается развития объективной оценки знаний студентов, то одним из способов повышения качества вузовского образования, по словам Сергея Кравцова, должна стать оценка знаний учащихся со стороны работодателей.

Объективность оценок обеспечивается:

Независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации;

Полнотой состава комиссии экспертов. В совокупности комиссия должна обладать знаниями стандартов на систему качества, техники проверки, а также особенностей производства продукции и нормативных требований к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности. При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др.;

Компетентностью экспертов, проводящих сертификацию. Эксперты должны быть сертифицированы на право проведения сертификации систем качества или сертификации производств и зарегистрированы в Реестре экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.

Воспроизводимость результатов проверок и оценок систем качества
Воспроизводимость результатов проверок и оценок обеспечивается:

Применением при проведении проверок и оценок систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях;

Проведением проверок и оценок на основе фактических данных;

Документальным оформлением результатов проверок и оценок систем качества;

Четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.

Конфиденциальность

Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии спе­циалисты (в том числе стажеры) должны соблюдать конфиденциальность всей информации об орга­низациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние системы качества (производства). Условия соблюдения конфиденциальности информации обеспечиваются:

Для штатного персонала органа по сертификации - установлением требований соблюдения конфиденциальности в должностных инструкциях;

Конфиденциальностью приказов руководителя органа;

Для персонала, привлекаемого к работам по сертификации, - установлением требований конфиденциальности в трудовых договорах, заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми специалистами;

Для стажеров - установлением требований к конфиденциальности по условиям проверяемой организации.

Информативность

В Регистре должна обеспечиваться ежеквартальная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производствах) держателей сертификатов. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Росстандарта России и его инсти­тутов) должна публиковаться текущая информация о выданных сертификатах соответствия систем качества и производств, приостановлении или отмене их действия.



Официальным источником информации по перечисленным вопросам является сводный пере­чень сертифицированных систем качества и производств Регистра.

Специализация органов по сертификации систем качества

Органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соот­ветствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в Системе сертифи­кации ГОСТ Р. Условием для включения в область аккредитации того или иного вида экономичес­кой деятельности является наличие в органе по сертификации экспертов (собственных и/или при­влекаемых) по сертификации систем качества, по сертификации производств, по сертификации продукции, по сертификации услуг, а также технических экспертов (собственных и/или привлека­емых), специализированных по соответствующим видам экономической деятельности.

Проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере

При условии предъявления к продукции (услуге) обязательных требований, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в государственных стан­дартах или других документах при сертификации систем качества (сертификации производств) проверяют способность организации обеспечить соблюдение, этих требований.

Достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества (производства) нормативным требованиям

При сертификации систем качества орган по сертификации оценивает достоверность доказа­тельств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:

  1. тематический - глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы);
  2. фронтально-обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;
  3. сравнительный - параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;
  4. персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;
  5. классно-обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;
  6. предметно-обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;
  7. комплексно-обобщающий - всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;
  8. оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.
  9. формулирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;
  10. итоговый (суммативный) - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).

Выявляются четыре основные функции педагогического контроля:

  • диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма и квалификации слушателей);
  • обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения);
  • организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);
  • воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).

При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:

  • связь с процессом образования и воспитания;
  • объективность, справедливость и гласность;
  • надежность, эффективность, валидность;
  • системность и всесторонность.

Измерение считается объективным, если удается максимально уменьшить интерсубъективные воздействия исследователей. Достичь унификации и уменьшения субъективных воздействий на процедуру педагогического контроля можно за счет обеспечения объективности проведения измерения, обработки данных, интерпретации результатов измерения.

Степень надежности измерения определяется коэффициентом надежности (корреляционный коэффициент), который показывает, в какой мере совпадают результаты измерений, проведенных в одинаковых условиях. Понятие надежности непосредственно связано со стандартной измерительной ошибкой, информацией о том, между какими значениями полученной численной оценки находится истинное значение успеваемости индивидуума. Учителям полезно знать, что измерительная ошибка пятибалльной системы оценок составляет ±1 балл.

Валидность измерения показывает то, что данная методика позволяет измерять действительно требуемые критерии (характеристики) исследуемого педагогического явления. Валидность подразделяется на несколько типов:

  1. содержательная валидность - экспертное подтверждение соответствия диагностического материала программе и основным целям обучения в контролируемой предметной области, согласованности результатов диагностики с другими независимыми формами контроля знаний;
  2. критериальная валидность - достаточный уровень корреляции результатов тестирования по отдельным заданиям и по всему тесту в целом;
  3. техническая валидность - обеспечение достаточного числа эквивалентных форм измерителей (вариантов заданий, вопросов), предотвращающих возможность механического заучивания правильных ответов.

Совершенствование системы педагогического контроля можно вести в двух основных направлениях.

Первое - это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления.

Организация эффективной системы педагогического контроля предполагает обязательный переход к процедуре педагогических измерений с использованием различных методов обоснования выносимых педагогических оценок. При этом оценка выступает как характеристика некоторой абстрактной величины (знание предмета, общественная активность, свойства личности студента и др.).

Оценочные суждения отличаются друг от друга своей инференцией (уровнем восприятия исследуемого педагогического явления). Оценки преподавателей обобщающего характера (вежлив, внимателен, прилежен), не опирающиеся на заранее определенные, однозначные категории наблюдения, являются, как правило, высокоинферентными.

Оценки с низкой инференцией (количество оговорок во время декламации, скорость чтения, и т.д.) проводятся по заранее разработанной инструкции и обладают достаточно высокой объективностью, но несут информацию только об отдельных сторонах педагогического процесса. Они не дают полной картины исследуемого явления.

Педагоги предпочитают высокоинферентные оценки как более содержательные и информативные, хотя они часто носят субъективный характер.

Повысить объективность высокоинферентной оценки можно путем систематизации и уточнения критериев, по которым выносится оценочное суждение, и использования оценочных шкал.

Процедуру педагогической диагностики следует организовывать так, чтобы вначале по разработанной системе критериев выносились несколько низкоинферентных оценок. Затем путем их обобщения (шкалирования) выносилась общая высокоинферентная оценка. Ниже приведен пример построения системы такой диагностики.

Часто оценки (оценочные суждения) ставят в соответствие с их численными аналогами - отметками. Измерение, в отличие от оценки и оценивания, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого педагогического свойства (признака) с некоторым эталоном.

В педагогике нет материального объекта измерения, фиксированной единицы измерения и нулевой точки отсчета. Поэтому приходится преодолевать концептуальные трудности выделения измеряемого свойства, определить систему взаимосвязанных на разных уровнях абстракции понятий, начиная с самых общих определений на философском уровне (например, что такое знание вообще), переходя затем к определению знания конкретного предмета и операциональным определениям, в которых общие понятия выражаются правилами измерения и перечислениями конкретных измеряемых элементов (например, должен знать принципы, формы, методы, формулы, уметь их применять и т.д.). Операционализация объекта измерения заканчивается выработкой системы эмпирических индикаторов (с их помощью проверяют уровень сформированности исследуемых понятий эмпирически). В качестве эмпирических индикаторов выступают контрольные задания, подобранные с целью проверки знания по какому-либо предмету.

Результат педагогического измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака (знание темы, раздела). Нужно учитывать, что чем больше дифференцирующее воздействие на учащихся оказывает тот или иной метод обучения, тем более дифференцирующей должна быть методика педагогического контроля, оценивающая эти достижения.

Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:

  • субъективность и зависимость от оценщика;
  • слабая дифференцирующая способность.

В вузовской практике широкое распространение получила система рейтинга. Суть этого метода, нередко называемого экспертным, сводится к оценке студента каждым педагогом по 5-11 балльной шкале по ряду показателей, включая плохо поддающиеся измерению (например, активность на семинарских занятиях). Если студент оценивается по нескольким характеристикам, то результаты оценки могут суммироваться, если операция суммирования имеет смысл с точки зрения сущности изучаемого явления. Иногда прибегают к сравнительному взвешиванию значимости каждого свойства (шкалированию). Надежность рейтинга сильно зависит от степени "строгости" или "снисходительности" экспертов и общего восприятия обучаемого экспертами. Это приводит к тому, что на результаты рейтинга начинают влиять качества и особенности личности, не относящиеся прямо к учебной характеристике студента (внешность, голос, манера держаться). В этой связи возникает вопрос об определении качества выставляемой оценки. Чем более согласованы оценки экспертов (высокая корреляция), тем больше вероятность приближения к истинному результату.

Второе направление предусматривает использование технических средств в сочетании с тестовой методикой.

Педагогический тест - это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений. Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам (классам, отдельным учебным заведениям, районам), что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания. Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Однако простота и технологичность использования тестовых процедур сочетается со значительными интеллектуальными и материальными затратами, необходимыми для его разработки.

В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Отмечая эту тенденцию, как безусловно положительную, следует отметить, что, как правило, при этом используются так называемые неформальные педагогические тесты, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к инструментальным диагностическим средствам педагогического контроля. Управленцы всех уровней не располагают стандартизованными инструментальными средствами педагогического контроля. Учебные заведения (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов диагностики. Качество диагностических средств не подвергается серьезной проверке, что делает проблематичным принятие обоснованных управленческих решений по результатам контроля.

Вероятно, пришло время органам управления образованием серьезно заняться вопросом разработки региональной системы измерителей учебных достижений.

Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагается использовать критериально-ориентированные тесты.

Для эффективного внедрения стандартизированных тестов учебных достижений в педагогическую практику региона необходимо разработать и утвердить:

  • единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;
  • стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики (валидность, надежность и тд.);
  • единые требования к технологии проведения тестирования;
  • общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.

Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы образования региона.

Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того, чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания. На начальном этапе не следует жестко увязывать требования стандарта со знаниями отдельно взятого ученика (особенно с неудовлетворительной оценкой). Используя стандартизированные тесты, следует ориентироваться на получение обобщенных показателей уровня преподавания в учебной группе, образовательном учреждении, районе, реализуя, таким образом, мониторинг качества учебного процесса, аттестацию учебных заведений, сертификацию учащихся. При разработке стандартизированных средств контроля важно учитывать реально существующий уровень учебной подготовки учащихся в каждом конкретном районе (учебном заведении). Необходимо понимать, что использование новых программ, технологий, методик преподавания позволит добиться позитивных перемен в профессиональном образовании только в результате кропотливой, многолетней работы.

Создание измерительных стандартов и их внедрение в систему образования не может основываться исключительно на теоретическом обосновании минимальной достаточности знаний. Требуется постоянная работа по созданию, усовершенствованию измерительных средств, по уточнению статистических критериев оценки качества учебной подготовки. Нужно не допустить возможных разрушительных последствий использования нормативных требований, не прошедших серьезной эмпирической проверки, построенных исключительно на априорных соображениях педагогов.

При выполнении указанных выше требований стандартизация региональной системы измерителей учебных достижений станет определяющим фактором развития системы образования региона, массовое применение образовательных стандартов и тестовых технологий позволит не на словах, а на деле гуманизировать образование, создать условия для реализации творческого потенциала учащихся и преподавателей.

Характеристика оценочных процедур и инструментов оценки результатов

и качества общего образования

Главная педагогическая задача по этому направлению в предстоящем учебном году сводится к построению эволюции оценочных процедур при движении учащихся от 1 к 9 классу, описанию оценочных процедур для сетевой старшей школы (10-11 классы).

Школьную систему оценки результатов и качества образования необходимо рассматривать в двух временных циклах:

двух - четырех - пятилетние циклы системы оценивания: стартовая диагностика готовности первоклассников, пятиклассников и десятиклассников к обучению на следующей ступени образования; промежуточная диагностика второклассников, семиклассников на предмет дифференциации образования и итоговая оценивание четвероклассников, итоговая аттестация за курс основного и среднего общего образования.

В этом циклах большую роль играет внешняя (независимая) оценка результатов и качества образования;

годовой цикл школьной системы оценки качества образования организуется исключительно силами образовательного учреждения, который выстраивается через три фокуса: стартовую диагностику на начало учебного года; оценку обеспечения реализации ООП в ходе учебного года для достижения запланированных результатов в рабочих учебных программах; промежуточную аттестацию (итоговое оценивание) по окончанию учебного года.

Рассмотрим прежде всего годовой цикл системы оценки результатов и качества образования конечной целью которого является фиксация индивидуального прогресса в обучении каждым учащимся с выявлением оптимальных условий появления прогресса в обучении.

2.1. Стартовая диагностика учащихся в начале учебного года

Важным моментом в учебной деятельности школьников являются «ритмы» образовательного процесса, как одно из необходимых условий реализации задач школьного образования. Эти «ритмы» имеются прежде всего в организации учебного года.

В ходе учебного года выделяется три фазы: фаза совместной постановки и планирования задач года (сентябрь), фаза решения учебных задач (октябрь-апрель), рефлексивная фаза учебного года (май). Указанные фазы учебного года соответствует в общем виде структуре учебной деятельности.

Особое место в структуре учебного года занимает фаза «запуска» (совместной постановки и планирования задач года. На этом этапе учебного года учащиеся, с одной стороны, определяют необходимую предметную «базу» для дальнейшего изучения учебного предмета, с другой стороны, учащиеся вместе с учителем могут уже вначале года представить себе и спланировать «общий план» действий на достаточно большой отрезок учебного года (четверть, полугодие, год).

Фаза «запуска» для разных ступеней школьного образования должна строиться с учетом эволюции стартовых оценочных процедур.

2.1.1. Фаза «запуска» в начальной школе

На этой ступени образования необходимо отдельно выделить стартовую диагностику в первом классе (об этом см.ниже) и организацию фазы «запуска» во 2-4 классах.

Центральное место в этой фазе занимает стартовая проверочная работа , которая, с одной стороны, определяет актуальный уровень необходимых знаний у умений для дальнейшего изучения того или иного учебного предмета, с другой стороны, определяет «перспективу» в изучении учебного предмета на новый учебный год.

Обновленный формат организации фазы «запуска» во 2-4 классах на предстоящий учебный год может выглядеть следующим образом (таблица 3):

Таблица 3

Организация фазы «запуска» в начальной школе

Этапы

Неделя,

дни недели

Содержание этапов

Комментарии

Подготови-

тельный

До начала занятий: учитель выделяет необходимые ключевые предметные умения предыдущих лет обучения для нового этапа обучения. На каждое умение составляется диагностическое задание стандартного вида.

Диагностика

понедельник,

1 час

Учащиеся выполняют эту работу на специальном бланке:

Умение

Задание

Оценка

ученика

Оценка

учителя

Проверка

работы

понедельник, после уроков

Учитель проверяет все работы учащихся и в этом же листе диагностической работы оценивает выполнение каждого задания

Сопоставление оценок,

определение

дефицитов

вторник,

учебное занятие

по подгруппам,

2-3 час

Учащимся выдается лист с диагностической работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» прямо в самой диагностической работе.

Один урок

для каждого ученика

Мастерские

среда,

учебное занятие

по подгруппам,

4-5 час

Работа в малых группах с тетрадями открытий. Нахождение нужной информации в тетради открытий для ликвидации проблем и трудностей учащихся.

Один урок

для каждого ученика

Стартовая

проверочная

работа

четверг,

6 час

Проведение стартовой проверочной работы. Необходимо иметь как минимум два варианта (однотипных) такой работы.

Проверка работы

четверг,

после уроков

Учитель проверяет работу и производит оценку каждого задания. Подготавливает набор заданий домашней для самостоятельной работы учащихся.

Сопоставление оценок,

определение

дефицитов

пятница, учебное занятие по подгруппам,

7-8 час

Учащимся выдается лист с проверочной работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» в специальном оценочном листе. Учащимся выдаются задания для домашней самостоятельной работы.

Один урок

для каждого ученика

Консультация

в любые два дня

второй недели,

9-10 час

Консультация

в любые два дня

второй недели,

11-12 час

Учащиеся приходят на консультации по своему запросу в период с 8.30 до 9.15 для того, чтобы задать вопросы учителю по ходу выполнения домашней самостоятельной работы.

Проверочная

работа №1

понедельник, 13 час

Выполнение проверочной работы по итогам выполнения домашней самостоятельной работы

четвертая

неделя

Работа со стартовой работой

вторник,

14 час

Возврат к стартовой проверочной работе, разбор заданий «на разрыв»

Постановка за-

дач на текущий

учебный год

среда,

15 час

На основе выявленных «проблемных мест» стартовой проверочной работы построение «карты» изучения учебного предмета в этом году в форме вопросов.

Мастерская

один - два раза

на неделе,

16-17 час

На тематические мастерские приглашаются учащихся (а также приходят учащиеся по собственному желанию) у которых в ходе проверочной работы возникли определенные проблемы.

На мастерские

выносятся

распространенные

в классе

проблемы

Сопоставле-

ние оценок,

определение

дефицитов

пятница,

учебное занятие

по подгруппам,

18-19 час

Учащимся выдается лист с проверочной работой. Учащиеся сопоставляют оценку учителя со своей оценкой. Фиксируют все свои «дефициты» в специальном оценочном листе. Учащимся выдаются задания для домашней самостоятельной работы

Один урок

для каждого ученика