Главная · Образы · Какой по счету спортсмен тормозит четырехместный боб. Бобслей – что это за зимний вид спорта? Для честной борьбы

Какой по счету спортсмен тормозит четырехместный боб. Бобслей – что это за зимний вид спорта? Для честной борьбы

Одна из пользующихся наибольшей популярностью среди зрителей дисциплин на Зимней Олимпиаде – это бобслей. Данный вид спорта представляет собой скоростной спуск по искусственно созданному обледенелому желобу на специальных управляемых санях – бобе – команды из двух либо четырех человек. Бобслей – это один из самых скоростных, зрелищных и одновременно с этим травмоопасных видов спорта в программе зимних Игр. Как же пилот управляет бобом, на огромной скорости проходя виражи трассы?

Как устроен боб в бобслее и в чем заключаются обязанности членов экипажа?

На заре становления как самостоятельного вида спорта сани делались из дерева. Впоследствии для изготовления кузова боба использовались алюминий и стеклопластик. Современный боб имеет кузов, изготовленный из кевлара – сверхпрочного материала, отлично зарекомендовавшего себя в конструкции бронежилетов. Шасси боба изготовлены из особо прочной стали. Вес пустых двухместных саней составляет порядка 165 кг при длине чуть менее 3 метров, а вес четырехместных саней – уже около 230 кг при длине 3,8 м.

Капитан команды в – это пилот-рулевой, от четких действий которого безопасность всех членов команды. Толкачи-разгоняющие – атлетически сложенные спортсмены-тяжеловесы – отвечают за хороший набор бобом скорости при разгоне в верхней точке трассы. Наконец, тормозящий располагается в хвосте корпуса саней и несет ответственность за их своевременную остановку.

Как производится управление санями в бобслее?

Конструкция боба подразумевает наличие у него управляемого переднего моста при неподвижности заднего. Передние полозья при помощи сверхпрочных гибких тяг соединяются со специальными кольцами, которые держит в своих руках пилот боба. Прикладывая определенные усилия, через эти кольца он приводит в действие рулевой механизм саней, что позволяет им максимально точно вписываться в виражи и проходить их на высокой скорости.

Разгоняющие практически не принимают участия в процессе управления бобом во время движения – они выполняют только лишь функцию утяжеления саней, максимально сгруппировавшись для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и отклоняясь в нужную сторону в процессе прохождения виражей. Тормозящий в нужный момент приводит в действие механизм тормоза, который располагается между передним и задним мостами и напоминает огромную металлическую гребенку. Разумеется, навыки управления бобом отточены у спортсменов до автоматизма, что позволяет им демонстрировать такие впечатляющие результаты на соревнованиях.

Бобслей

Бобсле́й (от англ. вobsleigh, bobsledding - сани для катания с гор) - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях, которые называются "боб".

Первые бобы выглядели довольно забавно: автомобильный руль, позади него на открытой скамейке сидя или лежа располагался экипаж.


Родиной бобслея является Швейцария. В 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней доской для того, чтобы спуститься со снежной горы.



А в 1903 году в Альпах, на швейцарском горнолыжном курорте была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около 1500 метров (1,5 км), сконструированы особые сани - боб и были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта. Экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин.

Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта.


Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали в основном из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального, особо прочного материала кевлара, который в пять раз прочнее стали, но очень лёгкий!


Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, поэтому бобслей чрезвычайно дорогой вид спорта.



Обтекаемой формы цельнометаллический корпус устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты.
Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130-150 км/час.


Между передним и задним мостами расположен тормоз, из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости.


Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.
Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко воруют друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.



В современном бобслее используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи.


Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи.



Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда.



Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды. В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных тросами с передними полозьями. От рулевого требуется высокое мастерство точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, ведь любое трение резко снижает скорость боба, и ухудшает конечный результат.


Сидящий в хвосте корпуса - тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень.

В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь "разумной" нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.

Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов, ведь боб весит 600 килограммов! Как правило, до бобслея многие из них занимались тяжелой атлетикой.




Итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона — до посадки в сани. Поэтому на тренировках бобслеисты катают тяжеленные тележки и учатся быстро запрыгивать в боб. На дистанции результат зависит, прежде всего, от мастерства пилота — рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи, ведь бобслейные трассы очень извилистые!


Правила

В соревнованиях по бобслею могут принимать участие спортсмены, достигшие 18 лет.
Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости.
Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта.


Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки.

В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим.


Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа.

На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.



В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чьё суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.

____________________


Популярность бобслея постоянно растет. В настоящее время в соревнованиях участвуют команды из 60 стран. Есть даже команды из Африки и стран с жарким климатом, такие как Антильские острова (острова Карибского моря), Израиль, Бермудские острова, Индия, Мексика, Ливан, Тринидад и Тобаго.


До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В настоящее время соревнования по бобслею проводятся как среди мужчин, так и среди женщин.



В 2006 году на Олимпиаде в Турине в заездах бобслеистов на бобах-двойках российские спортсмены Александр Зубков и Алексей Воевода стали четвертыми, причем эта пара смогла установить рекорд скорости разгона на старте.



В соревнованиях бобов-четверок на Олимпиаде в Турине-2006 победила немецкая команда, вторыми стали россияне — Александр Зубков, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов, Алексей Воевода.

В 2008 году впервые в истории бобслея российские экипажи дважды поднялись на пьедестал почета чемпионата мира по бобслею. Александр Зубков и Алексей Воевода получили свою первую в карьере бронзу за выступление в бобах-двойках, а в последний день чемпионата Зубков и разгоняющие Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков и Роман Орешников завоевали серебряные награды в четверках.


Но по результатам сезона 2008-09 года сильнейшие бобслеисты в мире - немцы, во главе с трехкратным олимпийским и восьмикратным чемпионом мира Андре Ланге.


__________________


Из интервью Александра Зубкова "Новым Известиям" (2008 год):

- Что для вас сложнее вести - боб-двойку или четверку?
- Пожалуй, двойку. Из-за массы тонкостей очень непросто сделать так, чтобы машина шла и набирала скорость. Те же немцы говорят: если умеешь водить двухместный боб, четверку освоить намного проще. Успехи в двойке в бобслее наиболее престижны, потому что любая ошибка - и сразу в юз.

Вам бывает страшно? Говорят, Михаэль Шумахер как-то попробовал в боб залезть, так потом сказал, что у него ноги тряслись на финише.
- Любому человеку в момент опасности страшно.

Но вы-то уже столько лет рискуете.
- Я вам так скажу: если кто-то говорит, что не страшно, то это странно.

А чего опасаетесь - перевернуться, вылететь за пределы желоба?
- Нет, я боюсь за тех людей, которых везу сзади. Я же отвечаю за них, не имею права на ошибку. Но если страх у пилота - единственное чувство, лучше не выступать.

- А если понимаешь, что допустил ошибку на трассе, можно успеть ее исправить?
- В двойке можно - поставить ее юзом. Машина легкая, поэтому юркая на виражах.
А если в четверке ошибаешься, то все. Она тяжелее, скорость здесь наращивается по инерции, по-другому никак нельзя.
Некоторые удивляются, как вообще можно ею рулить. И, правда: смотришь ведь только вперед, как в туннеле.
Но о технике безопасности, естественно, в нашем виде спорта тоже не забывают. Может быть, даже немножко перестраховываются. Раньше, например, трассу в Санкт-Морице поливали водой, чтобы лучше замерзала, а теперь просто идет напыление. И едешь по снегу, а не по льду. Трасса очень длинная, и на голом льду бобы развивали огромные скорости.

И если, не дай Бог, в этот момент перевернуться.
- В бобслее, конечно, своеобразные травмы. Самые опасные - ледовые ожоги. Представьте: падаешь на голову - и, получается, тебя тащит из снаряда, а ты плечами упираешься в лед. На такой скорости вся кожа стирается. Лицо защищает шлем, а вот на теле ткань комбинезона тоненькая, и появляются раны, которые долго не заживают. На лечение после ледового ожога уходит три-четыре месяца, а то и полгода.

_______________________

Современный бобслей называют зимней «Формулой - 1». Это спорт высоких технологий и таких же высоких скоростей. При спуске скорость движения боба по ледяному желобу достигает 140 км в час. Перегрузки спортсменов на виражах сравнимы с перегрузками пилотов самолетов! Поэтому-то и называют "пилотами" бобслеистов-рулевых.

Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде спорта нередки.



Так, 23 ноября 2009 года на бобслейной трассе в немецком городе Кенигзее, во время тренировочного заезда произошло столкновение двух бобов с российскими спортсменами. Мужской экипаж-двойка врезался в женскую двойку.
Разгоняющая бобслеистка Ирина Скворцова получила серьёзную травму позвоночника, три других бобслеиста — участники столкновения Надежда Филина, Евгений Пашков и Андрей Матюшко, также получили серьезные травмы.
Расследованием происшествия занимается криминальная полиция Германии, поскольку виноват в происшествии судья, давший старт обоим экипажам одновременно.
Ирина Скворцова по-прежнему находится в состоянии комы. В клинику в Кенигзее, где лечится российская бобслеистка, Ирина Скворцова, направлена группа российских врачей. Они помогают немецким коллегам лечить спортсменку, которой делают множество операций.

Спорт

Есть разные зимние виды спорта и бобслей считается самым зрелищным среди всех. Это направление включено в перечень многих соревнований и даже в Олимпийские игры. Есть у этого спорта свои правила и нюансы, касающиеся трассы, экипировки и саней.

Что такое бобслей в спорте?

Это спортивное направление подразумевает спуск на большой скорости по ледовой трассе на необычных санях. Зимний вид спорта бобслей представлен на Олимпийских играх. Заниматься им могут как женщина, так и мужчины. Существует Международная федерация бобслея и скелетона (FIBT) – организация, работа которой связана с регулированием бобслея и соревнований.

История возникновения бобслея

Интересен тот факт, что этот вид зимнего спорта появился в Швейцарии, но выдумал его англичанин Уилсон Смит в 1888 году. Изначально идея соединения санок и досок возникла для путешествий из одной коммуны в другую. История бобслея рассказывает о том, что в конце века уже был сформирован клуб для тренировок спортсменов. Здесь были разработаны основные правила нового вида спорта, которые время от времени менялись и дополнялись.

Бобслей – правила

Состязания в этом зимнем виде спорта проводятся согласно определенному ряду правил:

  1. В состязаниях на двухместных бобах могут участвовать и женщины, и мужчины, а в четырехместных санях только представители сильного пола.
  2. Победитель определяется по минимальной сумме двух или четырех спусков.
  3. Правила игры бобслея указывают, что все участники разделяются на юниоров и взрослых.
  4. Сани они же бобы изготавливаются строго в соответствии с правилами, которые выдвигает FIBT. Двухместные модели должны весить не меньше 170 кг, четырехместные – минимум 210 кг.
  5. Обязательным атрибутом спортсмена является шлем, без которого на трассу не допустят. Для лучшего разгона бобслей разрешает надевать участникам обувь с шипами, которые должны быть не больше 1 мм в длину и не шире 4 см.
  6. Перед началом заезда проводят замер температуры полозьев, и отклонение от установленной нормы не должно быть больше 4°С. В противном случае команда дисквалифицируется.
  7. Полный перечень требований прописан в правилах FIBT.

Какая скорость в бобслее?

Этот зимний вид спорта считается экстремальным, поскольку во время спуска спортсмены развивают большие скорости. Максимум, который способен развить четырехместный боб составляет 150-160 км/ч, а для двухместных саней значение немного меньше. Самая большая скорость в бобслее на данный момент зафиксирована на Олимпиаде в Сочи в 2010 году – 149,18 км/ч. Рекорд поставил россиянин Дмитрий Абрамович. Важно заметить, что организаторы соревнований при построении трассы могут ограничивать максимально возможную скорость, например, при помощи спусков переходящих в подъемы.

Сани для бобслея

Спуск по ледяной трассе осуществляется на специальных бобах, состоящих из рамы, которая закрыта углепластиковым обтекателем, и имеет две соединенные шарнирно половинки. Благодаря применению шарнирного соединения санки для бобслея могут преодолевать виражи, прижимаясь при этом к поверхности льда всеми четырьмя коньками. Подвижная передняя пара коньков соединена с рулем, а вторая является неподвижной и она имеет тормоз. Внутри конструкции находятся сиденья.

Соревнования и тренировки бобслей подразумевают правильный выбор коньков, которые есть разных видов. Их подбирают под погоду, температуру, конструкцию и состояние трассы. Не стоит забывать, что боб является гравитационным снарядом, поэтому, чем он тяжелее, тем быстрее будет его скорость во время спуска. Чтобы спортсмен этим не манипулировал, бобслей имеет строго регламентирующие ограничения. В движение боб приходит благодаря толчку, который производят сами спортсмены.


Трасса для бобслея

Спуск осуществляется по специальной трассе – желобу покрытому льдом с основанием, выполненным из железобетона, и с разными по крутизне поворотами и виражами. Что интересно, существует только одна натуральная трасса, расположенная в Санкт-Морице. Основные параметры трассы:

  1. В большинстве случаев длина находится в пределах 1,5-2 тыс. м, но бывают варианты и больше.
  2. Важна не только форма трассы для бобслея, но и количество виражей, которых должно быть минимум 15 с радиусом не меньше 8 м и с перепадом высот от 130 до 150 м.
  3. Кроме этого, в трассе должен быть хотя бы один прямой участок и лабиринт, включающий три поворота, идущих друг за другом без прямого участка.
  4. Трасса для бобслея проектируется так, чтобы после преодоления первых 250 м, спортсмен набирал скорость 80-100 км/ч.

Бобслей – Кубок мира

Этот зимний вид спорта представлен на некоторых соревнованиях:

  1. Кубок мира включает серию международных соревнований, в которых участвуют женские и мужские команды. Этапы проходят в течение всего сезона и часто это период ноябрь-февраль. Соревнуются спортсмена на разных трассах в пяти гонках. В среднем продолжительность этапа – неделя. Впервые бобслей был представлен на Кубке мира в 1984 году. Еще ни один пилот не смог выиграть эти соревнования больше двух раз подряд.
  2. В Чемпионате мира впервые бобслей был представлен в 1930 году. Вначале в этом соревновании участвовали только мужчины на четырехместных санях, а через год уже допустили и спортсменов на двухместных бобах. Женщины стали принимать участие в этом виде соревнований с 2000 года. В 2004 году было решено объединить чемпионаты по бобслею и скелетону.
  3. Бобслей на Олимпийских играх представлен с 1924 года. Изначально женщин не допускали до подобных соревнований, но ситуация изменилась с октября 1999 года. Каждый вид программы по бобслею проводят два дня по два заезда в день. От страны может участвовать не больше двух экипажей в каждом номере программы. Разыгрывается на состязаниях три комплекта наград.

Бобслей – чемпионы

Во время зарождения этого зимнего вида спорта лидерами были англичане, но после их место заняли американцы. После того, как вид спорта бобслей стал профессиональным, то ситуация изменилась. Чемпионами стали становиться спортсмены из Италии, Франции, Швейцарии, Германии и Австрии, то есть те, кто живет в странах, где есть условия для регулярных тренировок. За всю историю бобслея максимальное количество медалей заработали швейцарские спортсмены. На сегодняшний день лидирующие позиции занимают представители России, Америки, Германии и Швейцарии.

Бобслей на Олимпиаде-2014

Бобслей — скоростной спуск на кузовных управляемых санях (бобах) по желобу с искусственным льдом. Один заезд занимает около минуты, за это время бобы разгоняются до 140 км/ч, что делает бобслей самым скоростным видом спорта в программе зимних Олимпиад. Неофициально бобслей называют зимней "Формулой-1". Существуют две разновидности бобов — двухместные и четырехместные. Задача экипажа на старте — как можно сильнее растолкать сани. Далее бобом управляет один человек — пилот, который должен выбрать оптимальную траекторию прохождения виражей и как можно быстрее привести боб к финишу.

Олимпийская история бобслея началась на дебютных зимних Олимпийских играх в Шамони-1924, где были разыграны медали в соревнованиях бобов-четверок. С тех пор бобслей был неизменным участником зимних Игр, за исключением Скво-Вэлли-1960, когда организаторам разрешили не строить санно-бобслейную трассу, чтобы избежать дополнительных расходов.

Олимпийские чемпионы-2010

Мужчины . Двойки — Андре Ланге/Кевин Куске (Германия).

Четверки — Стивен Холкомб/Стивен Меслер/Курт Томашевич/Джастин Олсен (США).

Женщины — Кайли Хамфриз/Хизер Мойз (Канада).

Чемпионы мира-2013

Мужчины . Двойки — Франческо Фридрих/Яннис Беккер (Германия).

Четверки — Максимилиан Арндт/Марко Хюбенбекер/Александр Редигер/Мартин Путце (Германия).

Женщины — Кайли Хамфриз/Челси Валуа (Канада).

Дебют вида спорта на зимней Олимпиаде

Мужчины: Шамони-1924

Женщины: Солт-Лейк-Сити-2002

Факты о бобслее в Сочи-2014

Комплектов медалей — 3 (2 — мужчины, 1 — женщины)

Участники — 130 мужчин и 40 женщин

Место проведения — санно-бобслейная трасса (Sanki) в Красной поляне

Кандидаты в сборную России

Пилоты

Дмитрий Абрамович, Алексей Горлачев, Никита Захаров, Александр Зубков, Александр Касьянов, Алексей Стульнев

Ольга Стульнева, Анастасия Тамбовцева, Виктория Токовая

Разгоняющие

Кирилл Антюх, Максим Белугин, Сергей Булыгин, Алексей Воевода, Филипп Егоров, Алексей Киреев, Максим Мелешкин, Петр Моисеев, Денис Моисейченков, Максим Мокроусов, Алексей Негодайло, Сергей Прудников, Юрий Селихов, Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков, Николай Хренков, Ильвир Хузин, Андрей Юрков

Яна Виноходова, Маргарита Исмайлова, Наталья Калашник, Надежда Палеева, Александра Пахмутова, Анна Пахмутова, Евгения Соловьева, Юлия Тимофеева, Людмила Удобкина

Иностранные звезды

Стивен Холкомб (США), Максимилиан Арндт (Германия), Франческо Фридрих (Германия), Беат Хефти (Швейцария), Кайли Хамфриз (Канада)

Формат и правила олимпийских стартов

В олимпийских заездах спортсмены принимают участие исходя из квалификационной квоты на 20 января 2014 года. Гонки на Олимпийских играх состоят из четырех заездов и проводятся в два соревновательных дня (по два заезда в день). Победителем становится пилот или экипаж, чье суммарное время (по всем 4 заездам) минимально. Если два экипажа финишировали с одинаковым временем, они получают одинаковые награды.

Порядок старта в первом заезде определяется рейтингом Кубка мира — фавориты выходят на свежезалитую трассу первыми. По итогам первой попытки участники разделяются на две группы. Первые 15 участников стартуют в обратном порядке — от 15-го места к первому. Во второй группе самые быстрые начинают первыми. Третий заезд открывают лидеры по сумме двух попыток. В четвертом спуске порядок старта — такой же, как и во втором с той лишь разницей, что здесь учитывается сумма трех заездов.

Современный бобслей требует применения самых передовых технологий. Кузов боба изготавливается из высокопрочных материалов и устанавливается на шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на коньковые полозья. Между передним и задним мостами находится тормоз в виде гребенки. При конструировании бобов существует много нюансов и хитростей, а команды тщательно оберегают свои секреты от конкурентов. Перед каждым стартом судьи также измеряют температуру полозьев: подогревать их ради уменьшения трения о лед запрещено.

Существуют двухместные и четырехместные бобы. Пилот управляет бобом с помощью колец, которые привязаны канатами к рулевому механизму. Специальные высокотехнологичные пластиковые шлемы спортсмены надевают для предотвращения травм головы. Особые ботинки для бобслея сделаны из синтетического материала и имеют шипы на подошвах для увеличения тяги во время стартового разгона.

Двухместный боб с экипажем не должны превышать 390 кг для мужчин и 340 кг для женщин. Бобы-четверки с экипажем не должны превышать 630 кг. Двухместные бобы без экипажа должны весить не менее 170 кг. Бобы-четверки без экипажа должны весить не менее 210 кг. Перед стартом производится замер температуры полозьев, которая должна соответствовать определенным стандартам.

На разгоне задействован весь экипаж (два или четыре человека). Задача спортсменов как можно быстрее растолкать боб, так как преимущество даже в 0,1 секунду на старте может значительно увеличиться на финише. Разгоняющие (пушеры) топ-класса преодолевают разгонную эстакаду длиной около 50 метров менее чем за 6 секунд, набирая вместе в бобом скорость до 40 км/ч. Часто на роль толкачей-пушеров приглашают спортсменов, начавших карьеру в других видах спорта — сильных и скоростных легкоатлетов, футболистов, штангистов. Отработав на старте и организованно погрузившись в боб, разгоняющие на протяжении спуска выполняют роль балласта ("мяса" — на жаргоне бобслеистов).

При помощи движений руля пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают свой вес на поворотах. Спортсмен, сидящий последним, также выполняет функции тормозящего (брейкмена) и может остановить боб в случае необходимости. Правила позволяют бобслеистам меняться местами во время спуска, но это случается редко. Иногда, запрыгивая на борт, разгоняющие по ошибке оказываются в бобе спиной вперед — такой спуск тоже не запрещен правилами.

История и реалии бобслея

Как развлечение бобслей появился в конце XIX века в швейцарском Санкт-Морице. По легенде, англичанин Уилсон Смит объединил доской двое саней, чтобы спуститься с горы. В Санкт-Морице впервые был образован бобслейный клуб и разработан свой правил. Первая в мире бобслейная трасса была построена в 1903 году. Как вид спорта бобслей стал развиваться после Первой мировой войны. В 1923 году была образована Международная федерация бобслея и скелетона (FIBT). Бобслей был включен в программу зимних Олимпийских игр в Шамони-1924. В том же году состоялся первый в истории чемпионат мира по этому виду спорта.

Естественные трассы, которые лепили каждый год после наступления холодов, не способствовали соревнованиям по бобслею в более теплые времена года. Технологический прорыв наступил в конце 1960-х годов, когда в немецком городе Кенигзее открыли первую искусственную трассу, что позволило тренироваться и соревноваться на ней вне зависимости от погодных условий.

Бобслей был заметным развлечением для европейской элиты еще в начале XX века, когда им занимались представители многих монархических фамилий Европы. Пожалуй, наиболее знаменитым бобслеистом в мире является князь Монако Альбер II, выступавший (еще в качестве наследного принца) пилотом на пяти Олимпийских играх.

Бобслей — один из самых дорогих зимних видов спорта. Изготовление одного боба обходится в сотни тысяч долларов, проектирование и строительство санно-бобслейной трассы — в десятки миллионов. Для того, чтобы оправдать огромные затраты на эксплуатацию ледяных желобов, их владельцы часто вынуждены устраивать коммерческие спуски для "туристов". При этом у бобслея печальная репутация очень травмоопасной дисциплины. В истории этого вида спорта — десятки случаев гибели или тяжелых травм бобслеистов во время аварий на трассе. Незадолго до Олимпиады-2010 была вынуждена завершить карьеру из-за повреждений, полученных на треке в Германии, спортсменка из молодежной сборной России Ирина Скворцова.

Бобслей в России

Несмотря на то что бобслей является одними из старейших зимних видов спорта, в нашей стране он стал культивироваться относительно недавно — в начале 1980-х годов. Одновременно с созданием сборной СССР по бобслею началось его развитие в спортивных обществах. Научный подход к освоению нового, крайне технологичного вида спорта, позволил советским спортсменам добиться серьезных результатов. В 1988 году экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова выиграл золото Олимпийских игр в Калгари в двойках.

В новейшей истории России успехи в бобслее пришли к россиянам в начале 2000-х годов. На чемпионате мира по бобслею 2003 года бронзовые награды завоевал экипаж пилота Александра Зубкова. С середины 2000-х годов российские спортсмены прочно вошли в элиту мирового бобслея и неоднократно поднимались на пьедестал почета крупнейших турниров.

Экипаж Зубкова выигрывал медали на двух Олимпийских играх — 2006 и 2010 годов. В 2011 году Зубков в паре с Алексеем Воеводой впервые в истории отечественного бобслея стал чемпионом мира, прервав гегемонию европейских и североамериканских экипажей.

"Мы, конечно, можем заявить, что по плану хотим выиграть столько-то золотых, серебряных и бронзовых медалей, но это было бы неправильно. Команда настроена серьезно. Для нее созданы все условия. В сборной хорошая атмосфера и микроклимат — это важный фактор. Понятно, что наши конкуренты тоже не стоят на месте, поэтому победит сильнейший. Никто не отменял и фактор везения. Надеемся, что удача будет нам сопутствовать".

Георгий БЕДЖАМОВ, президент Федерации бобслея и скелетона России

Календарь Игр-2014