Главная · Мода и стиль · История возникновения и развития массажа. Глава I. История возникновения и развития массажа История возникновения и развития массажа

История возникновения и развития массажа. Глава I. История возникновения и развития массажа История возникновения и развития массажа

История развития массажа уходит далеко в глубь веков, к ранним этапам развития народной медицины, когда массаж с незапамятных времен занимал большое место, особенно в акушерской практике. Наши русские бабки-повитухи исстари уже умели "править живот" (вправлять грыжу), "поднимать матку" (исправлять неправильное ее положение) и т. д. (В. Ф. Демич, 1899).

О значении массажа при лечении повреждений имеются указания в лечебниках XVI-XVII века (Ж. М. Гардия, 1892).

У древних славян, являвшихся, как свидетельствует история, крепким и здоровым народом, который жил в условиях сурового климата, не знал роскоши, массаж применялся как метод, способствующий закаливанию организма.

Вот как характеризует историк В.Рихтер (1814) жизнь Святослава и его воинов: "Открытое поле служило ему жилищем, жесткая земля - постелью, седло - подушкой, - так жил Святослав и его воины".

Массаж у славянских народов практиковался исстари в форме нахлестывания всего тела веником во время или после мытья в бане с целью улучшения общего кровообращения. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась "хвощевание", мы встречаем указания в летописях Нестора: "Как ся мыют,- описывает Нестор,- хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнутся бити... и облиются водою студеною и таке живут".

До XIX века массаж в России был лишен научного обоснования. Только со второй половины XIX века появляются экспериментальные и клинические работы, посвященные физиологии массажа, а также разработке клинических обоснований его применения. Такое позднее появление научных работ о массаже объясняется тем, что помещичья, дворянская верхушка русского общества XIX века, увлекаясь всем иностранным, раболепствуя и преклоняясь перед капиталистическим западом, скептически относилась к научным достижениям отечественной науки и тормозила ее развитие. Этот скептицизм всемерно поддерживался царским правительством, опиравшимся в науке главным образом на иностранцев. Только благодаря тому, что массаж привлек к себе внимание таких выдающихся самобытных отечественных ученых, как С. П. Боткин, В. А. Манассеин, Л. А. Остроумов, В. А. Ратимов, Д. О. Отт, А. Н. Маклаков, Л. Г. Беллярминов, В. А. Штанге, В. М. Бехтерев, Г. И. Турнер, А. Е. Щербак и др., начинают изучать механизм действия массажа, методику и технику, показания и противопоказания к его применению при различных заболеваниях.

Особенно много в этом направлении было сделано крупнейшим отечественным ученым-клиницистом проф. В. А. Манассеиным, из клиники которого вышел ряд клинико-экспериментальных работ, посвященных физиологическому действию массажа.

Большой вклад в изучение физиологического действия массажа, в разработку научного обоснования применения массажа при различных заболеваниях был внесен И. В. Заблудовским, который написал свыше 100 работ по этим вопросам. Его диссертация на тему "Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых людей" (1882) не утратила своего значения до настоящего времени.

Воздействие вибрационного массажа на организм, особенно на нервную систему, глубоко и разносторонне изучали В. М. Бехтерев, Н. Ф. Чигаев, М. Я. Брейтман, С. А. Бруштейн, А. Е. Щербак и др.

А. Е. Щербаку принадлежит также заслуга в создании рефлекторно-сегментарного метода массажа; он провел многочисленные клинико-экспериментальные исследования в этой области.

Заслуга введения массажа в гинекологическую практику принадлежит Д. О. Отту, который организовал в заведуемом им Акушерско-гинекологическом институте в Петербурге в 1888 г. специальный курс гинекологического массажа. Этот курс вела сначала О. В. Прокофьева, а затем один из ближайших учеников Д. О. Отта Н. И. Рачинский, перу которого принадлежит обстоятельное руководство по массажу при гинекологических заболеваниях (1895).

Большое внимание уделяли массажу при гинекологических заболеваниях В. Ф. Снегирев, В. С. Груздев, Р. В. Кипарский, Л. И. Бубличенко, А. А. Полубинский, Л. Э. Мандельштам, Ш. Я. Микеладзе, М. А. Петров-Маслаков и др.

При глазных заболеваниях массаж начал применяться в России в 80-х годах. В 1876 г. его широко применяет при глазных заболеваниях Юнге (Медико-хирургическая академия). Ряд целых клинико-экспериментальных исследований по вопросу терапевтической эффективности массажа при различных заболеваниях глаз был проведен в клинике Л. Г. Беллярминова. Под его руководством были выполнены диссертации Г, В. Епинатьевым "О значении дрожательного массажа в офтальмологии" (1899), К. И. Бакрыловым "Массаж при лечении хронических заболеваний соединительной оболочки глаза" (1903) и др.

А. Н. Маклакову принадлежит приоритет в мировой науке в вопросе применения механического вибрационного массажа при заболеваниях глаз. С этой целью в 1893 г. им был сконструирован специальный аппарат, дающий до 3000 вибраций в минуту. Аппарат А. Н. Маклакова применяется и в настоящее время в офтальмологической практике. Pitzbergen, пытавшийся приписать себе заслугу введения вибрационного массажа в офтальмологическую практику, создал значительно менее совершенный аппарат для вибрационного массажа, дающий до 300 вибраций в минуту! Сообщение об этом было опубликовано им двумя годами позже.

Применению массажа при лечении глазных болезней в значительной мере способствовали выдающиеся русские офтальмологи A. А. Крюков, Л. Л. Гиршман, М. И. Авербах, а затем B. В. Чирковский, А. А. Коллен и др.

С давних пор массаж широко применяется в травматологической практике. В вопросе раннего применения массажа при лечении переломов костей приоритет принадлежит также русским врачам. Так, задолго до появления работы Lucas-Championnere в хирургической клинике В. А. Ратимова (Военно-медицинская академия) была выполнена диссертация К. А. Шульца на тему "Массаж при лечении переломов" (1891). В данной работе автор указывает, что свои клинические наблюдения над применением массажа в первые дни помеле перелома он начал еще в 1883 г. в Маргеланском лазарете, следовательно, задолго до опубликования работы Lucas-Championnere. Ко времени прихода в клинику В. А. Ратимова автор применил ранний массаж при переломах с хорошим терапевтическим результатом у 26 больных. Нужно указать также на диссертации, посвященные применению массажа в хирургии, Н. И. Гуревича "К вопросу о лечении закрытых переломов массажем" (1898), вышедшую из хирургической клиники Н. А. Вельяминова, а также М. Г. Иоффе "Об изменении нервов под влиянием массажа" (1911) из факультетской хирургической клиники Юрьевского университета (зав.-проф. Цеге фон Мантейфель), и др.

Для внедрения массажа в медицинскую практику много было сделано Е. И. Залесовой, основавшей школу массажа в Петербурге, К. Г. Соловьевым, организовавшим школу массажа в Москве, В. К. Крамаренко, руководившим школой массажа в Киеве, Н. В. Слетовым и др.

Несмотря на давнее и широкое признание массажа как ценного лечебного метода, пользование им в дореволюционной России было доступно только для ограниченного круга лиц из богатых слоев населения. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила ход и направление развития медицинской науки и она сделалась достоянием трудящихся. Профилактическое направление советской медицины значительно расширило применение массажа. В йастоящее время нет такого медицинского учреждения - больницы, клиники, поликлиники, где бы не применялся этот эффективный лечебный метод.

Распространению массажа как лечебного метода в советское время активно способствовали С. А. Бруштейн, А. Р. Киричинский, В. К. Кра-маренко, В. Н. Мошков, В. К. Добровольский, И. Л. Брауде, Ю. Ф. Домбровская, А. Ф. Тур, А. Ф. Вербов и др.

Весьма широкое применение массаж получил также в спортивной практике. Для этого много сделано в Советском Союзе И. М. Саркизовым-Серазини.

Нужно сказать, что до Октябрьской революции массаж в широкой спортивной практике совершенно не применялся. В настоящее время преподавание спортивного массажа введено во всех институтах и техникумах физической культуры, а также в медицинских техникумах.

В Ленинградском и Московском институтах физической культуры ведется углубленное изучение физиологического действия массажа на функциональное состояние нервномышечного аппарата при спортивной тренировке, на функцию утомления мышц после спортивных соревнований и т. д. (И. М. Саркизов-Серазини, А. Б. Гандельсман, В. К. Стасенков, В. Л. Федоров, А. А. Карабанов и др.). Эти работы внесли много нового в понимание механизма действия массажа, в вопросы методики его применения и дозировки.

А.Ф. Вербов

"Истории развития массажа в России" и другие статьи из раздела

n n n Массаж зародился в глубокой древности как одно из средств народной медицины. Основоположник русской системы массажа И. М. Саркизов-Серазини (1887 -1964) отмечал: «Ни один народ как в далеком прошлом, так и в настоящем не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа. Было бы неправильно утверждать, что массаж изобрели китайцы, индусы, греки» . Можно предположить, что первоначально массаж был применен человеком как инстинктивный жест в виде потирания (поглаживания, растирания) для облегчения боли ушибленного и пораженного недугами места.

n n Происхождение слова «массаж» объясняют по-разному. Одни филологи считают, что термин произошел от французского глагола «masser» - растирать, который, в свою очередь, заимствован из арабского языка: «mass» - касаться, трогать или «masch» - нежно надавливать. Другие полагают, что слово «массаж» имеет корни в санскритском языке («makch» - касаться), третьи - в греческом («masso» - сжимать руками), в латинском («massa» - приставать к пальцам) и древнееврейском («mashasha» - ощупывать). Очевидно, можно говорить о существовании понятия «массаж» с незапамятных времен. Есть свидетельство, что массаж применяли еще в первобытном обществе, в различных племенах Южной Африки. О его практиковании упоминают литературные источники за тысячелетия до нашей эры. Так, в древнейшей китайской книге «Кунг-фу» («Искусство человека» , 2698 г. до н. э.) не только подробно описываются приемы массажа, но и делается попытка выявить их лечебное действие, содержатся указания, в каких случаях применять поверхностные приемы (поглаживание), в каких - глубокие (растирание) и др.

n n n Во всех провинциях Китая были врачебно-гимнастические школы, где врачи приобретали необходимые знания в искусстве массажа и куда прибывали больные для лечения массажем и физическими упражнениями. Самая знаменитая школа находилась в Канфане, а ее директор носил титул «небесного врача» . Массаж проводился не только на мышцах, но и на суставах, о чем свидетельствует следующее высказывание: «Китайцы растирают руками все тело, нежно сдавливая пальцами мышцы, особым образом растягивая суставы так, что раздается хруст, слышимый на большом расстоянии» . В VI в. н. э. в Китае был открыт первый в мире государственный медицинский институт, где студентам преподавали массаж как обязательную дисциплину. В XVI в. в Китае издается энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» в 64 томах. В этом капитальном труде собраны и систематизированы все применявшиеся в то время приемы массажа: растирание, разминание, вибрация, поколачивание, - описаны различные оздоровительные движения и техника их выполнения.

В древнеиндийском трактате «Аюрведа» (1800 г. до н. э.) приводится описание приемов массажа, в частности растирания и разминания. Там же содержатся перечень различных болезней, советы по излечению, поддержанию и укреплению здоровья и утверждается, что счастливый человек - это здоровый человек. В Индии и в настоящее время во многих больницах следуют канонам «Аюрведы» .

В Египте, Ливии, Нубии и других странах Африки массаж был известен еще в XV-XII вв. до н. э. Так, записи в «Книге приготовления лекарств для всех частей тела» (XVI-XV столетия до н. э.) изучались в XIX в. немецким ученым Георгом Эберсом. Этот уникальный древнеегипетский трактат, названный впоследствии «Папирус Эберс» , содержит около 900 прописей лекарств для излечения от различных заболеваний, а также рекомендации по применению масел и бальзамов при массаже.

Из Египта культура массажа в сочетании с умащением тела маслами и мазями и широким использованием бани пришла в Древнюю Грецию. У греков под термином «апатерапия» понимался не только лечебный и гигиенический, но и спортивный массаж. Его искусству учили в древнегреческих гимназиях наряду с физическими упражнениями.

История возникновения и развития массажа в Древней Греции В Греции, которой принадлежит почетная роль в истории физического воспитания, первыми начали применять массаж до и после различных видов физических упражнений. Он утвердился не только как один из способов укрепления здоровья, но и как прекрасное лечебное средство. Греческий врач Герадикос еще в V в. до н. э. первым отметил физиологическое воздействие массажа на организм.

Врачи Древнего Рима заимствовали достижения теории и практики массажа у китайцев, индусов, египтян, греков и способствовали дальнейшему развитию его как искусства врачевания и средства физического воспитания. Особенно широкое применение в системе физического воспитания и в медицине массаж получил благодаря древнеримскому врачу Асклепиаду (128 -56 гг. до н. э.). Он рекомендовал все виды движения: ходьбу, бег, езду верхом, греблю и т. п. Асклепиад был противником всякого рода лекарственной терапии и настоятельно пропагандировал гимнастику, массаж и водные процедуры. Наряду с воздержанием от излишеств в пище и питье он предписывал разминания и растирания всего тела, активные и пассивные движения для больных и выздоравливающих, рекомендовал массаж для снятия болей.

n n Массаж в России также имеет многовековую историю. Древние славяне, приспосабливаясь к суровым условиям климата, мылись и парились в банях, широко используя самомассаж - похлестывание веником по телу. Этот вид массажа назывался «хвощеванием» , которое есть не что иное, как энергичное растирание, повышающее жизненный тонус. Подобный массаж был распространен также у финнов и карелов. На Руси при лечении ревматических болей и травм с успехом применяли растирание суставов и разминание мышц, пользовались мазями, жирами и сваренными из трав и листьев снадобьями.

n n Массаж как оздоровительное и лечебное средство надолго исчез из жизни народов Европы с распространением в этой части света христианства, проповедовавшего приоритет духа над плотью. Приверженцы других религий продолжали применять массаж в медицине и в быту. Идеи арабских медиков способствовали распространению научно обоснованного массажа в странах, близких к Аравии, - в Персии, Турции, Хивинском и Бухарском ханствах, в Армении и Грузии, где его практиковали главным образом в общественных и частных банях.

Техника массажа в странах Малой и Средней Азии резко отличалась от классического массажа Древнего Египта и Древнего Рима и получила название «восточный массаж» . Его делали не только руками, но и ногами, стараясь «выдавить» из мышц венозную кровь (причем часто выполняли движения против тока крови) и придать гибкость суставам. Массаж ногами, или педиальный, применяется и сейчас, чаще всего в спортивной практике, когда у пациента большие и сильные мышцы и руками их трудно промассировать.

В средние века, когда на Западе господствовала власть церкви и ее догматов, развитие науки, в том числе и медицины, было приостановлено на столетия. Но, несмотря на жестокое преследование ученых, начинается осмысление опыта врачей Древнего Китая и Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима, разработавших научные основы массажа.

n n В XIV-XV вв. в Европе после опубликования работ по анатомии человека возрождается интерес к культуре тела и массажу. Итальянский ученый XVI в. Меркуриалис в многотомном исследовании «Искусство гимнастики» на основе критического анализа систематизирует труды ученых прошлых веков, развивает искусство массажа, дает описание новых приемов растирания. Особый интерес к массажу в Западной Европе был проявлен после появления в 1780 г. капитального труда известного французского клинициста Клемана Жозефа Тиссо «Медицинская и хирургическая гимнастика» . Автор приводит данные об успешном применении массажа в сочетании с гимнастикой в послеоперационный период.

n n Большую роль в становлении лечебного и оздоровительного массажа в начале XIX в. сыграл Петр Хенри Линг - основатель шведской системы массажа и гимнастики. С середины XIX в. во многих странах Европы появляется много теоретических работ, посвященных лечебным свойствам массажа при различных заболеваниях, ряд экспериментальных трудов, в которых авторы пытаются научно обосновать действие массажа на различные органы и системы организма. Разрабатываются показания и противопоказания к его применению, описываются массажные приемы. Значительная роль в переосмыслении техники массажа, классификации его приемов принадлежит французским медикам.

n n Заметную роль в разработке и научном обосновании применения массажа сыграли русские врачи. Так, С. Г. Зыбелин (1735 -1802) и Н. М. Амбодик-Максимович (1744 - 1812) пропагандировали массаж и физические упражнения как средства, способствующие гармоническому развитию грудных детей, основатель отечественной терапии М. Я. Мудров (1776 -1831) рекомендовал оздоровительные движения и массаж. В развитие современной методики массажа немалый вклад внесли русские ученые В. А. Манассеин, С. П. Боткин, А. Остроумов, Г. А. Захарьин, А. А. Вельяминов.

n n В конце XIX в. ведущие российские врачиклиницисты принимают активное участие в создании системы массажа и применении его не только в хирургии, но и в других сферах лечебной практики. Постепенно массаж из вспомогательного средства превращается в самостоятельный метод лечения. В этот же период в России возникли центры подготовки специалистов по лечебному массажу. В Петербурге школу массажа основали Е. И. Залесова, в Москве - К. Г. Соловьев, в Киеве - В. К. Крамаренко. Внедрению массажа в клиники, больницы, косметические кабинеты способствовали труды Н. В. Слетова и др.

n n Наибольшая заслуга в развитии теории и практики массажа на рубеже XIX-XX вв. принадлежит русскому ученому, приват-доценту Петербургской военно-медицинской академии И. В. Заблудовскому (1851 -1906). Он создал стройную научную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа. В XX в. А. Е. Щербак (1863 -1934) посвятил многочисленные исследования влиянию механической вибрации на организм человека и создал рефлекторно-сегментарный метод массажа. Еще в 1922 г. И. М. Саркизов-Серазини организовал при Государственном центральном институте физической культуры курсы по спортивному и лечебному массажу, а в 1923 г. при институте была создана кафедра лечебной физкультуры, врачебного контроля и массажа. В настоящее время заметную роль в развитии практического массажа играют Н. А. Белая, А. А. Бирюков, В. И. Васичкин, В. И. Дубровский, А. М. Тюрин. Автором настоящей книги создана своя школа массажа.

История возникновения и развития спортивного массажа Наскальные изображения, исторические памятники, древние литературные источники свидетельствуют о том, что массаж развивался и совершенствовался по таким двум направлениям, как лечебный метод, применяемый при недугах и после различных травм, а также как восстановительный метод, применяемый после длительных и тяжелых физических нагрузок для снятия усталости и восстановления жизнедеятельности.

Можно полагать, что такого рода массаж появился и развивался самостоятельно в связи с потребностью в оказания помощи при мышечных и суставных болях после длительной охоты и добывании пищи, и был, наверное, естественным способом во многих первобытных племенах. Впоследствии его методически начали использовать цивилизованные народы Древней Греции, Древнего Востока, Древнего Рима с гигиенической целью и как самостоятельное средство физического воспитания, в сочетании с физическими упражнениями, играми и спортом.

История возникновения и развития спортивного массажа в России Незаменимая заслуга в развитии практики и теории спортивного массажа, до революции, известного русского ученого приват-доцента Петербургской Военной медицинской академии Заблудовского И. В. в том, что он организовал и обосновал научно систему, которая стала для современного гигиенического, лечебного и спортивного массажа фундаментом. В ней стоял акцент на том, что массаж оказывает положительное действие на организм при выполнении разных физических упражнений.

Спортивный массаж был важным методом в комплексном хирургическом лечении, во время Великой Отечественной войны, и использовали его не только в тыловых госпиталях, но и в госпиталях фронтовых районов при огнестрельных ранениях позвоночного столба, конечностей, таза и т. д. , а также при поражениях центральной и периферической нервной системы. Важную роль в развитии спортивного массажа сыграли ученики и соратники И. М. Саркизова-Серазини В. Е. Васильева, В. К. Стасенков, М. И. Лейкин, В. Л. Федоров, С. П. Нарикашвили, А. А. Бирюков.

С древних времён массаж применялся для лечения различных недугов. Поначалу всё происходило исключительно на уровне инстинктов - больные участки тела растирались, поглаживались и разминались. И лишь спустя многие годы эти действия начали формировать определённую систему.

Этимология слова «массаж» до сих пор остаётся спорной. Некоторые полагают, что оно пошло из арабского языка, где похожее по звучанию слово означает «прикасаться, нежно надавливать». По другой версии корни этого понятия тянутся к Греции, и оно означает «сжимать в руках».

Но этимология этимологией, а первые определённые массажные приёмы зародились у древних китайцев и индийцев.

Китайские медики практиковали массаж примерно 4-5 тысячелетий назад. С его помощью снимали усталость и мышечные спазмы, избавляли больных от вывихов и ревматизма. Первые китайские массажные методики включали в себя особые подёргивания суставов, порой вплоть до треска. Медицинская литература того времени описывала использование пассивного движения конечностей - эти приёмы добрались и до наших дней.

Примерно за пару тысяч лет до нашей эры в качестве лечебной и профилактической меры древние индийцы использовали растирание тела. С той поры многие аспекты индийской культуры имеют в своём составе массаж - начиная от традиционного растирания новорожденных детей их матерями и до обычая массировать жениха и невесту перед свадьбой. Нередко индийский массаж сочетался (и продолжает сочетаться) с жаркими паровыми банями.

Легендарная Клеопатра обожала устраивать церемониальный массаж ног. Да и другие египтяне той поры старались достичь физического совершенства и проходили массажные процедуры наряду с другими действиями, помогающими ухаживать за своим телом. Массажная комната была неотъемлемой частью египетских медицинских учреждений наряду с тренировочными залами.

Древние греки при помощи массажных процедур справлялись как с простой усталостью, так и со спортивными или боевыми травмами и увечьями. Основоположник современной медицины Гиппократ писал, что искусство массажа - умение, которым должен владеть любой хороший врач.

Растирания включались во многие ритуалы и обычаи, бытовавшие в Древнем Риме. Богатые горожане нередко расслабляли уставшие мышцы посредством втирания в них нагретого растительного масла, за которым следовал полный массаж тела, активизирующий кровотоки.

В Средневековье массаж вместе со всем остальным культурным и научным наследием «переехал» из охваченной инквизиторским огнём Европы в ближневосточные страны. Прославленный Ибн Сина (Авиценна) собрал главные идеи индийских, греческих и римских врачей в один огромный труд «Канон врачебной науки». Помимо прочих медицинских премудростей, туда вошли и описания различных типов массажа. Арабы проводили сеансы массажа в банях, а также в специальных комнатах, жарких и сухих.

А вот в Европе в те годы ситуация с массажем была противоположной. Католическая церковь внесла его в список страшных, греховных и подсудных занятий, якобы потому, что он был сродни плотским наслаждениям. Поэтому массаж перекочевал на Ближний Восток (об этом чуть выше) и к особым женским профессиям - повитухам и знахаркам. Те, рискуя угодить на костёр или в пыточную, бережно передавали эти умения своим дочерям. Такая тяжёлая ситуация продлилась вплоть до эпохи Возрождения, когда каноны античной медицины вновь стали доступными и востребованными, а налаживание активных контактов с жителями других континентов позволило привезти в Европу новые, доселе невиданные техники.

К XIXвеке появилось Общество профессиональных массажистов. Лондонская больница Святого Георгия обзавелась массажным отделением, а многие древние техники переродились в ставший крайне популярным шведский массаж.

Начали создаваться научные работы - экспериментального и клинического характера - посвящённые массажу, и к настоящему моменту медицинский массаж обрёл себя в виде полноценной научной системы, помогающей восстановить не только тело человека, но и его разум.

Массаж как лечебное средство был известен уже в глубокой древнос­ти. Понятие массаж происходит, по мнению одних авторов, от латинско­го слова massa - прилипающее к пальцам. По мнению других авторов от гречес­кого masso - сжимать руками. Не исключено, что в основе слова «массаж» лежит арабское слово mass или masch - нежно надавливать. Все эти термины, каждый по-своему, в некоторой степени правильно отражают сущность массажа.

Так массаж был широко распространен среди населения Индонезии, где он применялся в виде общего или местного воздействия и включал разминание, раздавливание (давление), трение и поглаживание.

Люди, не имея других средств воздействия, в различных жизненных обстоятельствах прибегали к единственному средству, которое было им доступно, - к рукам. Массаж в своем изначальном виде, т. е. как простое трение, поглаживание, возник как лечебное средство на заре развития человечества. Судя по преданиям, люди, стремясь облегчить боли, про­изводили растирание и поколачивание места травмы. Во многих извес­тных древнейших сочинениях и рукописях говорится о приемах, кото­рые мы теперь относим к массажу.

Путешественники по Востоку с восторгом описывали высокое на­слаждение, которое доставляет восточная баня в сочетании с массажем.

В Древней Индии в медицинских трактатах, объединенных под на­званием «Аюрведы» («Знание жизни»), подробно описаны приемы мас­сажа, где большой известностью пользовались труды Сушруты. Основоположник индийской хирургии Сушрута подробно рассказывает о трении (растирании), давлении (разминании) как разновидностях массажа, дает показания к применению этих манипуляций при различ­ных недугах. В специальных указаниях, адресованных массажистам, предъявляются требования не только уметь выполнять массаж, но и добиваться совершенства, уделять большое внимание личной гигиене.

Китайцы заимствовали массаж у индусов, включая растягивание суставов. Китайцы растирали руками все тело, слегка нажимали на отдельные мышцы и вытягивали все суставы. Вытягивание сопровождалось пощелкиванием. Lepage (1813) в своих исследованиях китайской медицины отмечал, что массаж- это особен­ный род манипуляций, состоящий в том, что различные суставы тела нежно и тихо растирают или разминают сжатыми кулаками и вытяги­вают с достаточной силой отдельные члены (сочленения).

В Индии и Китае массаж выполняли священнослужители. В эти далекие времена уже существовали школы, в которых преподавались массаж, гимнастика и механотерапия.

Считают, что профилактическая медицина зародилась в Древне Китае. Китайцы много внимания уделяли профилактике болезней. Афоризм «...настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь» - принадлежит китайцам. Они широко пропагандировали телесную гигиену, гидротерапию, диететику, гимнастику, массаж.


С. Dally описывает применение массажа индусами. Так, когда Александр Македонский вступил в 327 г. до н.э. в Индию, его воины страдал от укусов змей. Индусы, брамиды (массажисты) лечили от укусов удивительными средствами, в том числе и массажем, который они называли schampiong.

При заболеваниях нежно разминали все тело больного, начиная верхних конечностей и спускаясь вниз. Затем проводили активно-пассивные движения.

VI в. н.э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где учащиеся, специализирующиеся в лечении различных заболеваний, изучали как обязательную дисциплину лечебный массаж. В Древнем Китае почти во всех провинциях имелись врачебно-гимнастические школы, где готовили врачей - «таоссе», практикующих массаж и врачебную гимнастику. Такие врачебно-гимнастические учреждения являлись оздоровительными центрами. В XVI в. в Китае издается в 64 томах энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи». В этой энциклопедии систематизированы массажные приемы - растирание, разминание, поколачивание, вибрация, пассивные движе­ния, излагается техника и методика древнего китайского массажа.

Массаж был известен также в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии и других странах за 12 веков до н. э. Об этом свидетельствуют изображения различных массажных манипуляций на папирусах и алебастровых рельефах, украшавших царские дворцы. В 1841г. при раскопках захоронений египетского полководца был найден папирус с изображением приемов массажа - поглаживания икроножной мышцы, растирания стопы, поколачивания ягодиц и спины.

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» (растиранием) маслом и мазями, широким использованием бани переходит в Древнюю Грецию, где в сочетании с гимнастикой составляет один из важнейших отделов искусства врачевания. Величайшие врачи Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры. Первым пропагандис­том массажа для больных и здоровых людей был Геродикос (484-425 г. до н. э.). Он сам ежедневно массировался, проделывал телесные упражнения и имел отменное здоровье.

Во времена Гиппократа массаж использовался с гигиенической и лечебной целями (при заболеваниях суставов и вывихах). Так, Гиппок­рат писал: «сочление может быть сжимаемо и расслаблено массажем. Трение вызывает стягивание или расслабление тканей, ведет к исхуда­нию или полноте, сухое и частое трение стягивает, а мягкое, нежное и умеренное утолщает ткани».

У древних греков бани были посвящены Геркулесу.

Греческий хирург Antylos в своем сочинении о гимнастике описы­вает массаж. Греческие врачи (Асклепиад и его ученики) открыли в Древнем Риме свои школы массажа. Асклепиад делил массаж на сухой и с маслами, сильный и слабый, кратковременный и продолжительный; Цельс реко­мендовал растирания для удаления отложений и выпотов в тканях. Широко апотерапия применялась в термах (римских банях), где были комнаты (тренидариумы), специально предназначенные для массажа. Там рабы размина­ли и растирали тела купающихся. Готовясь к массажу, последние проде­лывали различные гимнастические упражнения. Затем все тело масси­ровалось и натиралось маслами. Именно римляне ввели массаж в систе­му военного и физического воспитания.

В период римского владычества применение гидротерапии и масса­жа с профилактической и лечебной целью достигает особенно широких масштабов. Во всех городах, где обосновались римляне, строились ком­фортабельные бани, так называемые «термы» (греч. thermos - горячий). О масштабах водолечения могут дать представление термы Каракаллы или Диоклетиана, где одновременно могли пользоваться процедурами до 3500 человек. В термах римляне для сохранения стройности, изящес­тва и красоты тела купались в бассейнах и ароматических ваннах, прини­мали массаж, делали маникюр, педикюр, занимались гимнастикой. В термах были устроены комнаты, специально предназначенные для манипуляций (массажа). В одной из таких комнат, называемой «трепидариум», рабы сначала разминали, растирали бальзамами тела купаю­щихся и заставляли их проделывать различные гимнастические упражнения, подготавливающие к массажу. Затем настоящие массажисты массировали все тело и особенно суставы.

Х и XI века были расцветом арабской медицины. Выдающиеся пред­ставители восточной медицины Разес Ар-Рази (850-929 г.), Абу Али Ибн-Сина (980-1037 г.) на основе трудов Гиппократа, Галена и других предшественников разработали оригинальные методы лечения боль­ных. Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеле­ния» получили широкую известность на Востоке и в Европе. В трудах Авиценны подробно описаны массажные приемы, гимнастика, диета. Представление о восточном массаже дают рисунки из книги «Канона вра­чебной науки» Авиценны. Идеи арабских ученых получили распростра­нение в соседних странах - в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии, где массаж проводили в общественных банях.

Развитие массажа в странах Малой и Средней Азии определило свое­образное направление в его технике и методике, отличающейся от методики Древней Греции, Рима, Египта, и получивший название «восточный массаж».

Т. Reveillon описывает в 1869 г. (по Т. Готье) способы и манипуляции (массаж), употребляемые в турецкой бане: «...феллах надевает на руку перчатку из верблюжьей кожи и трет нам сначала руки, потом ноги и, наконец, туловище, затем черпает из бассейна теплую воду и обливает ваше тело. Когда вы немного обсохли, он вновь растирает ваше тело голыми руками, затем вновь обливает. Затем он (феллах) начинает вас хлестать и тереть длинными пучками пакли, обмокнутой в мыльную пену... После этого заворачивает в простыню и укладывает на ложе, где вас массируют два маленьких мальчика. Затем пьете кофе с лимоном и льдом».

Массаж хорошо известен также и на отдаленных островах Тихого океана. Историк Форстер, сопровождавший Кука, вот как описывает при­менение массажа: ...«Для избавления нас от усталости девушки растира­ли наши руки и ноги, нежно проводя между пальцами наши мышцы. Действие их было в высшей степени благотворно и вполне восстановило наши силы».

В своем дневнике знаменитый русский путешественник Н. Н. Мик­лухо-Маклай так описывает массаж туземцев в Новой Гвинее: «Девочка подошла ко мне и, схватив обеими руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное ее распоряжение. Давление перешло в растирание кожи головы двумя пальцами, причем массажистка выдавливала растираемое место, на­сколько могла. Когда правая рука ее устала, она стала делать это ле­вой, причем я заметил, что сила пальцев левой руки ее не уступала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувство­вать боль и даже не подумал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны ее руки».

По описанию путешественников, массаж в качестве лечебного сред­ства применялся туземцами различных племен Южной Африки. Этот массаж в ряде случаев напоминал жестокую пытку, но, по уверению массируемых, приносил им облегчение.

А. С. Пушкин во время своей поездки в Арзрум в 1829 г. описал восточный массаж, который он испытал на себе в Тифлисских банях: «Гассан... начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу, после чего начал ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение.Азиатские банщики приходят иногда в восторг, впрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку... После чего долго тер он меня шерстяной рукавицей и, сильно оплескав водой, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяс­нимое: горячее мыло обливает вас как воздух!.. Шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны от такого нововведения.После пузыря Гассан отпустил меня в ванну, тем и кончилась цере­мония».

У древних славян, как свидетельствует история, который жил в условиях сурового климата, массаж применялся в целях закаливания организма. Массаж у славянских народов практиковался в форме нахлестывания всего тела веником во время или после мытья в бане с целью улучшения общего кровообращения. Об этой форме массажа, которая называлась «хвощевание», мы встречаем упоминания в летопи­сях Нестора: «Как ся мыют, - пишет Нестор, - хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити... и обливаются водою студеною и таке живуи».

В Древней Руси при лечении ревматических болей и при травмах с успехом применяли растирания суставов, разминания мышц и других частей тела, втирая в них различные мази, жиры и раздражающие сна­добья, сваренные из трав и кореньев.

В средневековье массаж, как и занятия физическими упражнениями, в Европе практически не применяются. Только с появлением в XIV-XV вв. работ по анатомии Монди де Сиучи, Бертуччио, Пиетро Егилата пробудился и некоторый интерес к врачебной гимнастике и массажу. De Choul, советник короля Генриха II, написал книгу о банях и телесных упражнениях древних греков и римлян. A. Pare, основатель хирургии, в XVI в. описал массаж и его воздействие на организм человека. В этом же веке знаменитый Меркулиус собрал всю литературу того времени по массажу и гимнастике и написал известное сочинение «Искусство гим­настики», в котором описал три вида растирания: слабое, сильное и среднее. В 1771 г. Andry опубликовал двухтомник по ортопедии, где достаточно подробно рассказал о массаже. В 1780 г. появилось сочине­ние Tissot о физических упражнениях и массаже, где он детально описы­вал различные растирания. О значении массажа при лечении поврежде­ний имеются указания в лечебниках XVI-XVII вв. (Ж. М. Гардия, 1892). Активно-пассивные движения при проведении массажа описаны врача­ми в XVI-XVII вв. (A. Pare, F. Fuller, J. Tissot и др.).

Наконец, в XVIII в. массаж вновь привлек внимание врачей Европы, в числе которых находился англичанин F. Fuller, написавший книгу «Медицинская гимнастика». Несколько позже француз J. Tissot создал руководство «Врачебная гимнастика или упражнения человеческих ор­ганов по законам физиологии, гигиены и терапевтики», в котором он подробно изложил применение массажа.

В начале XIX в. миссионерами Hue, Amiot была переведена китайс­кая книга Cong - Fou. В ней подробно излагаются активные, пассивные и комбинированные движения, а также различные приемы массажа. Впоследствии Dally (1779), Extrader (1885) убедились, что книга Cong - Fou (3000 лет до н. э.) послужила П. Лингу основанием для создания школы шведской гимнастики и массажа, хотя П. Линг ни одним словом не обмолвился об этой книге и ее авторах. Сам П. Линг по специальности был учителем фехтования и не обладал достаточными медицинскими познаниями.

П. Ф. Лесгафт отмечал, что в шведской гимнастической системе П. Линга нет продуманной классификации гимнастических упражнений и мас­сажных приемов, а также нет научного обоснования, нет показаний и противопоказаний.

С первой половины XIX в. и особенно во второй его половине врачи пытаются дать научное обоснование явлениям, происходящим в орга­низме человека и животных под влиянием массажа. В середине XIX в. во Франции, Англии, Германии, России и других странах появляются книги и статьи о значении массажа при тех или иных заболеваниях и об успешном его применении (М. Georgii, A. Kellg-ren, О. Lassar,V.Mosengiil, В. Metzger, М.Я.Мудров, А. Н. Маклаков и др).

Широкое распространение массаж в России получил во второй пол­овине XIX и в начале XX в. (И. В. Заблудовский, М. К. Барсов, В. В. Го-олицкий, Е. Н. Залесова, Н. И. Рачинский, В. К. Крамаренко, К. Г. Со­ловьев, И. П. Каллистов, А. В. Янченко и др.).

В конце Х1Х и в начале XX вв. в России ведущие врачи-клиницисты принимают активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику.

В России с 1882 по 1911 г. защищено более 20 докторских и кандидат­ских диссертаций по массажу. Российская школа массажа была ведущей в мире, ее возглавляла плеяда крупных ученых и врачей (И. В. Заблудов­ский, В. В. Гомолицкий, Е. Н. Залесова, М. К. Барсов, В. К. Крамаренко, К. Г. Соловьев, А. Янченко и многие другие).

М. К. Барсов (1888) создал в Москве массажно-гимнастический институт, а Г. К. Соловьев - специальные курсы по массажу. В Петер­бурге в 1890 г. В. Ф. Диаковский открыл врачебно-механический инсти­тут, а Е. Н. Залесова - курсы массажа и врачебной гимнастики. В. П. Добролюбов (1893) опубликовал материалы о лечении закры­тых переломов массажем и гимнастикой, а несколько позднее вышла его книга «Лечение массажем в хирургии».

Еще до появления шведского массажа и гимнастики основополож­ник русской терапевтической школы М.Я.Мудров (1776-1831) насто­ятельно рекомендовал использовать водолечение, гимнастику и массаж. М.Я. Мудров пропагандировал массаж главным образом в форме расти­раний и поглаживаний. Весьма положительно оценивали массаж и гимнастику такие ученые России, как В. А. Манассеин, С. П. Боткин, Л. А. Остроумов, Г. А. Захарьин, Н. А. Вельяминов, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт и др. Перу русских ученых второй половины XIX в и пер­вой половины XX в. принадлежит ряд клинико-экспериментальных ра­бот в области физиологического обоснования действия массажа на организм здорового и больного человека. Ими созданы отдельные раци­ональные приемы массажа, уточнены и расширены показания и проти­вопоказания к его назначению.

В начале XX в. в нашей стране массаж начали применять в клиниках, больницах, косметических кабинетах. В 1903 г. в России возникло пер­вое специализированное физиотерапевтическое учреждение - Ховринская лечебница для хронических больных Московского губернского земства. В Ховринской лечебнице применяли все известные тогда физи­ческие методы, в том числе массаж, гимнастику. Эта была первая в России попытка сделать массаж и другие физические средства доступ­ными народу.

Ни один из ученых Европы не сделал так много в разработке методи­ки, технике и обосновании применения массажа в терапии, хирургии и спорте, как русский врач И. В. Заблудовский. Можно смело сказать, что И. В. Заблудовский явился отцом современного массажа. Он ввел в методику массажа ряд новых, эффективных приемов - двойное кольце­вое разминание, выжимание и др., - получивших широкое распростра­нение во всем мире.

С 1930 г. массаж был введен в программу Московского института физической культуры, где кафедру ЛФК и массажа более 40 лет возглавлял И.М.Саркизов-Серазини. Особенно большой интерес к массажу в России возник в настоящее время. Углубленное теоретическое и клиническое изучение массажа провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткачева, В. И. Дубровский и др.

Физиологическое воздействие массажа на организм

Массаж оказывает многообразное общее и местное воздействие на ткани организма. Согласно теории Н.Е. Введенского, умеренное раздражение нервных окончаний, поступающие в центральную нервную систему, ведет к рефлекторному возбуждению коры головного мозга, под контролем которой находятся практически все анатомо-физиологические образования.

Массаж, который применяют с лечебной или профилактической целью, представляет собой систему приемов, которыми оказывают дозированное воздействие на поверхность тела. Эти воздействия осуществ­ляются в виде поглаживаний, растираний, разминаний, потряхиваний, встряхиваний, ударных приемов и вибрации.

Многолетние исследования и практические наблюдения показали, что механизм действия массажа на организм человека представляет собой сложный биологический процесс, развивающийся в целостном организме. Последовательное включение отдельных функцио­нальных систем и органов при воздействии массажа вызывает сложную рефлекторную ответную реакцию.

Первым объектом воздействия массажа является кожа. Возникаю­щая энергия от раздражения является начальным звеном в сложном механизме всего физиологического процесса. При воздействии на кожу, на ее нервные рецепторы импульсы афферентными путями доходят до коры головного мозга, а оттуда трансформированная энергия по эффе­рентным путям направляется в органы и ткани. Этот процесс связан с включением гормональных регуляторов, обеспечивающих транспорт гормонов, медиаторов и т.п. к тканям и клеткам, что изменяет тканевый метаболизм и гомеостаз.

В настоящее время в связи с новыми данными о массаже следует говорить о рефлекторном, нейро-гуморальном механизмах (В. И. Дуб­ровский, 1969,1971,1973,1979,1988,1990).

Ручной массаж осуществляется через кожу, которую принято называть «зеркалом здоровья», так как любые изменения, происходящие в организме, сказываются на состояние кожи и она связана с различными системами и органами организма. Кожа выполняет многообразные функ­ции: защитную, терморегуляционную, дыхательную, обменные. Необходимо следить за состоянием кожи, потому что она не только находится в контакте с окружающей средой, но и защищает организм от воздействия многообразных внешних факторов. Поверхность кожи представляет собой огромное рецепторное поле, поэтому массаж оказывает влияние не только непосредственно на ткани, но и на ЦНС. При этом любые изменения в нервной системе отражаются на состоянии кожи и наоборот, воздействуя на кожу, любой раздражитель сказывается на состоянии ЦНС.

Массаж способствует механическому удалению с поверхности кожи отживших клеток эпидермиса, что улучшает кожное дыхание и усиливает выведение секретов потовых и сальных желез. Это, в свою очередь, способствует выведению из организма продуктов распада.

Раздражение кожи при массаже ведет к расширению кожных сосудов, ускоряет в них кровоток, благодаря чему улучшается питание кожи и условия для регенерации новых клеток. Одновременно повышается кожно-мышечный тонус, что делает кожу гладкой и эластичной. Через многочисленные рефлекторные связи массаж оказывает влияние не только непосредственно на кожу, но и на весь организм, в том числе на внутренние органы.

Под влиянием массажа у спортсменов увеличивается число функционирующих капилляров (по данным ка­пилляроскопии), значительно расширяется подсосочковая сеть, убыст­ряется ток крови, более четким становится фон, ускоряется мышечный, венозный и лимфоток (В. И. Дубровский, 1982,1990).

Большое влияние оказывает массаж на лимфоток. Лимфа находится в состоянии постоянного обмена с кровью и тканями. Лимфа, являясь промежуточной средой между кровью и тканями, представляет собой непосредственную питательную среду для клеточных элементов тканей и органов. Лимфоток происходит очень медленно - 4-5мм в 1 сек.

Массаж проводят по ходу лимфотока, особенно он показан при отеках тканей, выпоте в сустав и других нарушениях лимфо- и кровотока, лимфостазе (см. рис. 9). В других случаях показан сегментарно-рефлекторный массаж. Большой вклад в обоснование роли лимфатической систе­мы в методике проведения массажа сделал русский хирург В. Штанге (1889).

Наши исследования показали, что массаж влияет на лимфоток рефлекторно. Так, если массировать поясничную область и здоровую конеч­ность, то лимфоток увеличивается и на травмированной, не массируе­мой конечности.

Известно, что лимфатические сосуды, находящиеся под регулирую­щим влиянием нервной системы, обладают своеобразным тонусом и способностью к самостоятельному сокращению и расслаблению (М. М. Миннебаев, В. Е. Волков, 1972; И. А. Потапов, 1977; Е. Б. Хайсман, 1982;

В. И. Дубровский, 1990,1992; I. S. Lee, 1965,1. Yoffey, F. C. Courtice, 1970 и др.).

К числу факторов, имеющих большое значение в ускорении лимфотока, по-видимому, относятся изменения в нейрогуморальной системе при воздействии сегментарно-рефлекторного массажа на соединительно-тканные образования ОДА и рецепторы кожи.

Согласно представлениям П. К. Анохина (1975), устойчивость фун­кций нормального организма определяют регуляторные механизмы его различных морфо-функциональных систем. В условиях воздействия различных факторов внешней и внутренней среды, в том числе и масса­жа, большая роль в приспособлении организма принадлежит лимфати­ческой системе. Являясь неотъемлемой частью сердечно-сосудистой системы, и связующим звеном всех жидких сред организма, лимфати­ческая система играет непосредственную роль в поддержании гомеостаза и определяет интенсивность обменных процессов в микроциркуляторном ложе, а также специфическую и неспецифическую резистентность при различных воздействиях (А. М. Чернух и соавт., 1975; П. Д. Го­ризонтов, 1976; И. А. Потапов, 1977; В. И. Дубровский, 1990,1992; I. Yof­fey, F. С. Courtice, 1970 и др.).

Под влиянием массажа количество функционирующих капилляров значительно увеличивается. По нашим данным (В. И. Дубровский, Ю.А. Свердлик, 1978), после массажа мышечный кровоток усиливается и со­храняется в течение трех часов. В процессе ускоренной микроциркуля­ции обеспечивается обмен веществ между кровью и тканями.

В противоположность артериям, которые заканчиваются сетью ка­пилляров, вены начинаются именно венозными капиллярами и собира­ют кровь вначале в мелкие венозные сосуды, а затем в более крупные вены, которые направляют кровь к сердцу. Как правило, вены располагаются рядом с артериями. Однако есть вены, топографи­чески не связанные с ними. Это все поверхностные кожные вены.

Характерная особенность венозной системы - наличие клапанов, которые препятствуют обратному току крови к капиллярам. Отток крови в физиологических условиях происходит благодаря взаимодействию клапанного аппарата вен с фасциально-мышечным насосом. Поэтому при сокращении мышц вены то расширяются, то сужаются. При расши­рении вены кровь в нее присасывается, при спадении - перегоняется к сердцу.

При проведении массажа необходимо учитывать венозный кровоток, особенно это необходимо при травмах и заболеваниях опорно-двига­тельного аппарата (где выражены лимфостаз и венозный застой), а также при заболеваниях венозной и лимфатической системы (варикоз­ная болезнь, слоновость и др.).

Мас­саж улучшает функцию внешнего дыхания у больных в послеоперацион­ном периоде (В. И. Дубровский, 1973), гипертонической болезнью (Л.А. Кмарова, 1979) и увеличивает насыщения артериальной крови кислоро­дом (В. И. Дубровский, 1973). Массируя грудную клетку, спину, дыха­тельные мышцы, а также сдавливая грудную клетку, можно увеличить вентиляцию соответствующих сегментов легких и кровообращение в них.

Массаж - метод ЛФК, в основе которого лежит механическое воздействие на ткани в органы больного руками массажиста или специаль­ными аппаратами .

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Дорошко А.Г.

Тема: История массажа.

История массажа уходит в глубь веков. Поэты и писатели древности оставили описания многих массажных приемов, которые использовались в качестве лечебных, а также как часть религиозных процедур.
Размещено на реф.рф
Можно полагать, что массаж появился и развился в связи с крайне важно стью оказания лечебной помощи и был, вероятно, одним из первых, лечебных средству многих народов мира. Массаж был естественным мероприятием у диких народов и начал методически применяться у цивилизованных народов Древнего Востока.

В Египте, Абиссинии, Нубии, Ливии еще за 12 веков до н.э. были известны примитивные формы массажа. Сохранившиеся древние памятники Египта свидетельствуют о том, что после плавания в бассейнах применялись разминание и поглаживание. В священных книгах описаны приемы массажа, сопровождавшиеся втиранием мазей и масел. При раскопках в 1841 ᴦ. в саркофаге египетского полководца был найден папирус, на котором четко изображены поглаживание икроножных мышц, растирание стопы, поколачивание ягодичных мышц и мышц спины.

В древнем Китае существовали врачебно-гимнастические школы. В книге ʼʼКонг-Фуʼʼ, написанной более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры, раскрывается лечебное действие массажа, описываются некоторые приемы массажа, активные и пассивные движения. Сведения о методике и технике древнего китайского массажа были систематизированы врачами примерно 1000 лет тому назад и явились в известной степени основой техники массажа в современном Китае.

О применении массажа в Древней Индии известно из священных книг ʼʼВедыʼʼ (ʼʼКниг мудростиʼʼ), относящихся к 1800 ᴦ. до н.э. В то время массаж входил неотемлимой частью в религиозные обряды. В книге ʼʼСукрутаʼʼ содержится подробное описание массажа как способа лечения. В ней говорится о разновидностях массажа - трении и давлении, даются советы по применению массажных приемов при некоторых патологических состояниях.

В Древней Греции под названием ʼʼапатерапияʼʼ был широко распространен лечебный и спортивный массаж. На многочисленных греческих вазах, фресках, сохранившихся до нашего времени, имеются изображения физических упражнений, приемов массажа, растирания тела маслами, благовониями. Геродикос (484-425 гᴦ., до н.э.) был первым из греческих врачей, пытавшихся дать физиологическое обоснование массажу. Эту работу продолжил Гиппократ (460-377 гᴦ. до н. э.), заслугой которого было освобождение массажа от религиозных наслоений, определœение путей его дальнейшего развития, проверка на практике многих теоретических предпосылок. Гиппократ писал: ʼʼВрач должен быть опытен во многих вещах и между прочим в массажеʼʼ. Особенно большое место он отводил разминаниям, благодаря которым ʼʼрасслабленное сочленение крепнет, а тугое делается подвижнымʼʼ. В Древней Греции массаж считался важнейшим средством сохранения и восстановления работоспособности. Пользование банями сочеталась с выполнением физических упражнений и массажем.

Могущественная Римская империя, подчинив себе Грецию, заимствовала у нее искусство массажа. История сохранила имена великих римских врачей, широко применявших и пропагандировавших массаж. Технику массажа совершенствовал Асклепиад (156-128 гᴦ. до н.э.). Наряду с воздержанием от излишеств в пище и питье он предписывал разминания и растирания всœего тела, активные и пассивные движения. К.Цельз (I в н.э.) во второй книге своего многотомного труда ʼʼО медицинœеʼʼ целую главу посвятил значению растираний и пассивных движений для больных и выздоравливающих, рекомендовал массаж для удаления патологических отложений в тканях, для успокоения болей. К.Гален (131-201 гᴦ. н. э.), главный врач школы гладиаторов, описал девять видов массажа, подробно останавливаясь, на методике поглаживания, растирания и разминания, разработал методику и показания для утреннего и вечернего массажа.

Славянские племена Древней Руси широко использовали массаж главным образом в виде похлестывания тела березовым или дубовым веником в парной бане. Этот массаж назывался ʼʼхвощеваниемʼʼ.

Распространение христианства с его борьбой против язычетва, когда идеалом жизни стал признаваться аскетизм, не могло способствовать развитию массажа и физического воспитания в Европе. В странах же, где христианство не нашло своих последователœей, массаж применялся широко. Особенно следует отметить заслуги таких врачей, как Ар-Рази и Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Ар-Рази (865-925 гᴦ.) основал больницу в Багдаде, где в качестве лечебного метода применялся массаж. Он описал и охарактеризовал девять видов массажа.

Авиценна (980-1037), автор широко известного труда ʼʼКанон врачебной наукиʼʼ, дает указания о применении массажных приемов при лечении ряда заболеваний. Он различал следующие виды массажа: сильный - укрепляющий тело; слабый - смягчающий. расслабляющий тело; продолжительный-способствующий похуданию; умеренный-способствующий ʼʼпроцветанию телаʼʼ; подготовительный - предшествующий физическим упражнениям; восстановительный, или успокаивающий - применяющийся после физических упражнений. Труды Авиценны способствовали развитию массажа в Турции, Персии и других странах Востока. Следует отметить, что техника и методика массажа на Востоке резко отличалась от техники и методики, принятых в Древней Элладе и Риме. В Тибете, Индонезии, Корее массаж применяли для лечения и восстановления сил. Использовались приемы поглаживания, трения, разминания, раздавливания, растирания. Характерно, что специалисты по массажу в странах Востока производили (да и производят в настоящее время) массаж не только при помощи рук, но и при помощи ноᴦ.

Среди финского и карельского населœения массаж имел широкое распространение и справедливо считался таким же древним народным обычаем, как и у славян. Техника финского массажа имеет свои особенности. Сегодня некоторые приемы финского массажа включены в современную систему спортивного массажа и используются в спортивной практике.

В XIV-XV вв. в Европе в связи с опубликованием.работ по анатомии человека начинает возрождаться интерес, к культуре тела и массажу. В XVI в. знаменитый итальянский ученый Меркуриалис B своем многотомном сочинœении ʼʼИскусство гимнастикиʼʼ уделяет большое внимание классическому массажу древнего мира, неопровержимо доказывает значение упражнений и массажа для сохранения здоровья и лечения ряда болезней. Почти тогда же появились работы Амбуаза Паре, в которых автор делает попытку обосновать влияние массажа с анатомо-физиологических позиций.

В начале XVIII столетия история массажа связана с именами таких ученых, как Гофман, Герике, Бернер, Жубер, Андре. Дальнейшему развитию массажа способствовало опубликование в 1750 ᴦ. труда по гимнастике и, массажу Фуллера, а также выход в свет в 1780 ᴦ. капитального труда известного клинициста Тиссо, который писал: ʼʼРастирание есть... врачебное средство, которым мы не можем пренебрегать... Древние, которые знали всю выгоду растирания, употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их повсœедневным средством для сохранения здоровьяʼʼ. Тиссо рекомендовал два рода растираний - сухое и влажное и приводил показания и противопоказания ких использованию.

В России в данный период горячо пропагандировал массаж в форме растираний и поглаживаний М. Я. Мудров, которого называют отцом русской терапевтической школы. Важным средством предупреждения ряда болезней он считал также движение и физический труд. Большое значение массажа и движений особенно для роста детей отмечали С.Г. Забелин, Н.М. Амбодик и позднее Н.Ф. Филатов. При этом следует отметить, что в данный период широкого применения массаж не имел, для развития его теории и практики сделано было немного.

В XIX в. интерес к массажу возрос, причем не только среди врачей, но и среди специалистов физического воспитания. Петер Генрих Линг (1776 - 1839 гᴦ.), создатель шведской гимнастической системы, автор большого труда ʼʼОбщие основы гимнастикиʼʼ, подразделял гимнастику на четыре вида: гигиеническую, военную, врачебную и эстетическую. Он утверждал, что массаж оказывает благотворное влияние на человеческий организм, подчеркивал значение массажа как средства борьбы с утомлением, как лечебного средства при травмах и после хирургических операций. При этом в шведской системе массажа не было продуманной классификации приемов, а также научного их обоснования. П.Ф. Лесгафт, критикуя эту систему, считал необходимым установить, в каких случаях, при каких показаниях ив какой.дозировке следует использовать те или иные приемы, чтобы они приносили пользу.

История массажа в XVIII-XIX вв. связана с дальнейшим развитием биологических наук, с изучением анатомии и физиологии человека. В данный период массаж стали всœе шире применять как терапевтическое средство. С середины XIX в. во многих странах Европы появляется значительное число теоретических работ, посвященных лечебным свойствам массажа при различных заболеваниях, ряд экспериментальных работ, в которых авторы пытаются научно обосновать действие массажа на различные органы и системы, разрабатываются показания и противопоказания к применению, массажа, его методика, появляются описания массажных приемов. Целый ряд ученых принимали активное участие в экспериментальной разработке теоретических основ массажа, широко внедряя его в лечебную практику. В хирургической клинике проф. Н.В. Склифосовского было открыто специальное отделœение для лечения массажем.

Постепенно массаж из вспомогательного средства превращается в самостоятельный метод лечения. Во всœем мире публикуются руководства, посвященные методике применения лечебного массажа в различных отраслях медицины, в первую очередь в хирургии и ортопедии.

Особенно важное значение имеют труды русского ученого И.3. Заблудовского, который еще в 1882 ᴦ. защитил диссертацию на тему: ʼʼМатериалы к вопросу о действии массажа на здоровых людейʼʼ, тем самым заложив основы спортивного массажа. Этот выдающийся ученый всю свою жизнь посвятил исследованиям воздействия массажа на организм и очень много сделал для разработки методики массажа здорового человека, занимающегося физическими упражнениями (всœего им опубликовано по массажу. (более 100 работ). И.3. Заблудовский разработал физиологические основы массажа, создал классификацию массажных приемов. Предложенная им техника массажа сохранила свое значение до настоящего времени. Профессор И. М. Саркизов-Серазини справедливо называл И. 3. Заблудовского отцом. современного спортивного массажа. В XX в. массаж получил два самостоятельных направления: массаж спортивный и массаж лечебный, который в настоящее время имеет повсœеместное распространение и является неотъемлемой частью комплексного лечения больных. Большое значение для научного обоснования воздействия массажа имела оценка его с позиций современной теории нервно-рефлекторных связей.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА" 2017, 2018.