Главная · Как похудеть · Фехтование: основные правила. Фехтование – спорт c холодным оружием: подробный обзор Соревнования на рапирах

Фехтование: основные правила. Фехтование – спорт c холодным оружием: подробный обзор Соревнования на рапирах

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определенное количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника.

Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются - за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.


Рисунок 1 - Фехтовальная дорожка

Обозначения:
С — центральная линия
G — линия исходной позиции спортсменов
D — (оранжевый участок) — конец дорожки

Рисунок 2 - Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800Н), а также на электропроводимость.

СОРЕВНОВАНИЯ И СУДЕЙСТВО

ЛИЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

На Чемпионате мира личные соревнования проводятся по системе прямого выбывания со смешанной формулой, включающей предварительный тур боев в группах, предварительную таблицу прямого выбывания, затем таблицу прямого выбывания на 64 участника для того, чтобы выявить восемь или четыре участника финала, проводимого также по системе прямого выбывания.

Бои в группах предварительного тура проводятся до 5 уколов (ударов), в турах прямого выбывания - до 15 уколов (ударов).

В фехтовании на рапирах и шпагах бои прямого выбывания заканчиваются, когда один из участников нанес 15 уколов или когда 9 минут, отведенные на бой, истекли. Бои состоят из трех частей (раундов) с минутным перерывом между ними. Участник, нанесший большее число уколов, считается победителем.

В фехтовании на саблях первая часть (первый раунд) продолжается до нанесения одним из соперников 8 ударов (уколов). Бой заканчивается, когда один из участников нанес 15 ударов (уколов).

КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

В каждом виде фехтования команды состоят из трех участников с запасным или без запасного. Команда может начать встречу только в полном составе.

На Чемпионате мира команды занимаются места в таблице по их официальной классификации ФИЕ. Команды неквалифицированные занимают последние места в таблице и отбираются жеребьевкой.

Бои в командных соревнованиях проводятся по формуле «эстафета», по которой каждые три участника одной команды встречаются с каждым из трех участников команды-соперницы (9 этапов «эстафеты»). Каждый этап «эстафеты» проводится на 5 уколов (ударов) (5-10-15-20 и т.д.). Максимальное время для каждого этапа - 3 минуты.

Два первых соперника фехтуют до тех пор, пока один из них не нанесет 5 уколов (ударов) в максимально отпущенное время - 3 минуты. Следующая пара соперников фехтует до 10 уколов (ударов) также продолжительностью не более 3 минут. Далее в последующих поединках эстафета продолжается до счета, кратного пяти.

Если по истечении времени в 3 минуты счет, предусмотренный для этого этапа, не достигнут, следующая пара соперников начинает бой с достигнутого счета и фехтует до счета, предусмотренного для данного этапа с максимальным временем в 3 минуты.

Командой-победительницей является та, которая первой добивается максимального результата в 45 уколов (ударов) или та, которая нанесет больше уколов (ударов) в установленное время.

В случае равенства в счете по окончании установленного времени на последнем этапе матча участникам предоставляется дополнительная минута боя, в которой они фехтуют до решающего укола (удара). До возобновления боя арбитр проводит жеребьевку, чтобы определить, кому будет присуждена победа, если счет останется равным после дополнительной минуты.

СУДЕЙСТВО

Все фехтовальные бои проводит арбитр, который руководит боем, проверяет оружие, одежду и снаряжение участников перед началом каждого боя, присуждает уколы (удары) выносит предупреждения и наказания за нарушения, в соответствии с Правилами.

Для присуждения укола или удара аргументом для арбитра являются лишь показания электронного аппарата, фиксирующего уколы (удары).

Арбитр выполняет свои обязанности при помощи автоматического электрофиксатора уколов и, возможно, с помощью угловых судей (ассистентов), следящих за использованием невооруженной руки, закрыванием пора-жаемой поверхности, уколами в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и задние границы поля боя и другими нарушениями, предусмотрен-ными Правилами.

Судейство международных соревнований ведётся на французском языке - официальном языке Международной федерации фехтования (FIE).

Перед началом боя арбитр дает команду «К бою!» («Ан гард!) и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») - дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде арбитра «Стой!» («Альт!»). Арбитр присуждает уколы (удары) возгласами: «Напра-во» («Адруат»), «Налево» («Агош»), или не засчитывает, информируя воз-гласом «Не считать!» («Па Конте!»).

Арбитр анализирует схватки и объявляет о своих решениях при помо-щи жестов.

В фехтовании на рапирах и на саблях боевые схватки оцениваются с учетом тактической правоты действий участников поединков. Право атаки имеет фехтовальщик, атакующий противника, не успевающего отразить на-падение или опаздывающего выполнить встречное нападение. Если против-ник парировал атаку, то тактическая правота на выполнение ответного укола (удара) переходит к защитившемуся. Опередить начавшееся нападение уколом или ударом можно контратакой, которая выполняется по времени в пре-делах 120 миллисекунд (в сабле) и быстрее визуально устанавливаемого «темпа» (в рапире). Одновременно выполненные атаки оцениваются арбитром как обоюдные, и нанесенные уколы (удары) не засчитываются.

В фехтовании на шпагах отсутствует тактическая правота действий участников поединков. В случае одновременно зафиксированных нападений уколы присуждаются обоим участникам. Опередить нападение противника можно, если обоюдное действие выполнено быстрее на 40-50 миллисекунд.

ВИДЕО-АРБИТРАЖ

Применение видеозаписи становится обязательным на Чемпионатах мира и Гран При (этапы Кубка мира) при судействе поединков на рапирах и саблях (необязательным для шпаги).

В конце боя при равном счёте, при присуждении решающего укола в случае одновременного загорания ламп, судья должен обязательно использовать видеозапись.

Один или несколько человек, контролирующие решение судьи, необязательно должны быть членами судейской комиссии. На Чемпионатах мира их назначает главный судья соревнований. На соревнованиях «Гран При» они назначаются представителем судейской комиссии.
В личных соревнованиях каждый участник может дважды в одном поединке воспользоваться видеозаписью. Если судья принимает решение в пользу запрашивающего видеозапись, то за этим спортсменом остаётся право сохранить свои две возможности обращения к видеозаписи.

В командных соревнованиях участники могут один раз за встречу обратиться к видеоарбитражу и сохранять эту возможность, если судья принимает решение в их пользу.

Когда запрашивается видеозапись, арбитр обращается к представителю ФИЕ, они вместе ее просматривают и после совещания с ним арбитр принимает окончательное решение.

В любой момент представитель ФИЕ имеет возможность попросить судью пересмотреть его решение.

ПОЛЕ БОЯ

Фехтовальщики соревнуются на поле боя, шириной 1,5-2 метра и дли-ной 14 метров. На поле боя хорошо видимым образом наносятся 5 линий, перпендикулярно к его длине. В центре - средняя линия, линии начала боя - в двух метрах по каждую сторону от средней линии, линии задних границ - через всю ширину поля боя на расстоянии 7 м от средней линии. Кроме того, последние два метра перед линиями задних границ ясно обозначены (отличным от дорожки цветом), чтобы участники могли легко определить свое по-ложение на поля боя. Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной укол (удар).

В русском языке слово фехтование произошло от немецкого Fechten .

Фехтование - популярный современный спорт для мужчин и женщин всех возрастов, включая соревнования для инвалидов. Любой человек от 8 до 80 лет может принимать участие в соревнованиях или заниматься фехтованием в оздоровительных целях. Ловкость, быстрота реакции, тактическое мышление - главные требования для фехтовальщика. Спорт начал свое развитие, используя опыт смертельных поединков, дуэлей до первой крови, боевые навыки и традиции конницы. С того времени искуство фехтования развилось в три дисциплины: рапиру, шпагу и саблю.

Шпага берет свое начало от преимущественно колющего оружия, наиболее популярного среди дуэлянтов старого времени. Поэтому поражаемая поверхность включает в себя все тело спортсмена, а основное правило - кто первый дотронется острием клинка до своего противника, тот выиграет схватку или поведет в счете. Тренировка в боевом фехтовании была сконцентрирована в основном на уколах и ударах в туловище, нанесение которых имело бы смертельный эффект. Необходимость тренировочных поединков привела к созданию тупого, легкого и безопасного оружия, защитной одежды и ограничению поражаемой поверхности. Эти правила теперь применены к спортивному фехтованию. Рапира легче, чем шпага, поэтому была использована для обучения. Затем сформировались правила фехтования и судейства боев на рапирах. Современное фехтование на саблях берет свои истоки от ведения поединков верхом на лошади. Наиболее эффективными в кавалерии являлись удары, нанесенные противнику выше седла. Это и повлияло на определение поражаемой поверхности в спортивной сабле. Правила боя, принятые для рапиры, были использованы и в сабле, где фехтовальная фраза состоит из атаки, защиты и ответа или контрзащиты с контрответом, а также со многими другими разновидностями действий оружием и передвижений по полю боя.

РАПИРА - колющее оружие, длиной 110 см и весом 500гр, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры нуждается в 500 гр. давлении, чтобы аппарат зарегистрировал укол. Засчитываются только уколы, нанесенные в туловище. Уколы в руки, ноги и маску являются недействительными.

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлической курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлической курткой, регистрируются белой лампой.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должно быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

ШПАГА - колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770гр, гибкий стальной клинок трехгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13.5см.

В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него по крайней мере в 750 гр., чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спртсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата и укол в них не регистрируется.

В фехтовании на шпагах не существует преоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен раньше другого на 0,04 сек. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счете будут повторены.

САБЛЯ - рубяще-колющее оружие длиной до 105см, весом 500гр, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть от ударов.

Сабля - оружие рубящее и колющее. Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки и маску. Поражаемая поверхность закрыта металлической курткой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате.

Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесенных ударах или уколах. Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом преоритета действия от одного фехтовальщика к другому.

Фехтование - сугубо индивидуальный вид спорта. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один.

Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длинной 14 м, сделаной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается арбитром. Уколы и удары, нанесенные фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связаных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основаясь на показаниях регистрирующего аппарата и учете правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными.

Фехтовальная схватка предполагает последовательность действий, выполненных участниками. Начинается атакой и защитой с ответом и продолжается контрзащитой с контрответом или повторным нападением. При их анализе арбитром определенные действия имеют некоторые приоритеты, которые позволяют одному из фехтовальщиков стать победителем схватки.

Перед началом боя арбитр проверяет оборудование фехтовальщика, наличие маркировки контроля исправности оружия, защитной экипировки. Затем подает команду к началу боя и следит за действиями участников.

  1. Рапира предназначена для нанесения уколов только в туловище;
  2. Шпагой разрешено нанесение уколов во все части тела противника, кроме затылка;
  3. Саблей можно наносить удары и уколы в туловище (до линии пояса), руки и маску;
  4. Спортсмен, первым начавший нападение на противника, является атакующим ;
  5. Спортсмен, отбивший своим клинком оружие атакующего(контратакующего) противника, является защищающимся ;
  6. Бой ведется на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра, на определенное количество уколов или ударов (5,10,15), в отведенное время;
  7. Атаковавший спортсмен имеет преимущество при одновременно с противником завершаемых нападениях (рапира и сабля );
  8. Защитившийся и нанесший ответ спортсмен имеет преимущество перед противником, одновременно выполнившим повторное нападение (рапира и сабля );
  9. Одновременно нанесенные уколы в фехтовании на шпагах (зафиксированные электроаппаратом) присуждаются обоим спортсменам;
  10. Преимущество спортсмена, опередившего атаку (ответ) противника при взаимно нанесенных уколах определяется визуально арбитром на основе личного опыта (рапира и сабля), а в фехтовании на шпагах данную функцию выполняет электрофиксатор в пределах 0,04(0,05) сек.

Этот вид спорта берет свое начало в глубокой древности. В древней Греции и Риме фехтование было обязательным этапом в подготовке воинов. А в средние века оно стало непременным атрибутом рыцарей. На средневековых изображениях, сохранившихся до наших дней, можно увидеть уроки по обучению рыцарей фехтованию и поединки между ними. Тогда не было учебного оружия, и обучение проводилось на боевом.

Уже с пятнадцатого века для этих целей стали использовать рапиру. Когда люди изобрели огнестрельное оружие, такие качества, как сила, отошли на задний план, но ловкость осталась актуальной для воинов. Это качество совершенствовалось с помощью специальных упражнений и в начале пятнадцатого века в Испании появилось фехтовальное искусство. Постепенно, фехтование становилось популярным в других странах Европы: в Италии и Франции.

Во Франции мушкетеры короля были особенно искусными фехтовальщиками. В России фехтование, было признано видом спорта, в конце семнадцатого века при Петре. Его называли «рапирная наука» и оно было обязательной дисциплиной в военных дворянских учебных заведениях.

Начиная с середины восемнадцатого века, фехтование преподавали во всех учебных заведениях России военной направленности. Первый чемпионат России по фехтованию состоялся в 1860 году, но чтобы получить звание чемпиона, следовало два года подряд одержать первенство. В соревнованиях принимали участие, в основном, офицеры и те, кто обучался этой науке в частных школах. Сейчас существуют несколько видов фехтования: спортивное, спортивно-прикладное, сценическое. В прошлом веке, в самом его начале, стали открываться специальные курсы, которые обучали преподавателей фехтования.

А в 1960 году Советский Союз стал одним из лидеров мирового фехтования. Согласно статистическим данным, в конце двадцатого века в России этим видом спорта занимались около восьми тысяч человек. Сейчас проводятся такие соревнования, как: чемпионат Российской Федерации, соревнования на Кубок России, кроме того, первенства среди юных спортсменов. Ежегодно Федерация фехтования России организует три больших турнира международного значения, которые входят в систему Кубка мира ФИЕ. Такие как: «Рапира Санкт-Петербурга» (мужской турнир по рапире); «Сабля Москвы» (мужской турнир по сабле) и Кубок России (женский турнир по рапире).

Оружие для фехтования.

Сабля спортивная.

Иначе говоря, эспадрон. Это оружие применяют для спортивного фехтования. Саблей наносят колющие и рубящие удары. Клинок сабли выполнен из стали, в сечении он имеет форму трапеции. Длина спортивного эспадрона составляет 105 см, а вес – не более 0,5 кг. Клинок у сабли длиной 88 см, шириной – 5 мм. Очень твердый клинок запрещен к применению. Гарда спортивной сабли имеет длину 15 см, ширину – 14 см. А длина рукояти эспадрона – не должна превышать 15 см плюс гайка, составляющая 15 мм.

Шпага спортивная

Спортивная шпага представляет собой клинок, имеющий трехгранное сечение и эфес. Клинок имеет один или три дола, которые делают его более легким, но жесткости он при этом не теряет, то есть не гнется при ударах и уколах. На конце клинка имеется устройство, фиксирующее уколы. Спортивная шпага в длину составляет 110 см, вес ее – 770 гр. Существуют определенные стандарты, регламентирующие размеры шпаг для соревнований: длина клинка – 90 см, прогиб клинка – максимум 10 мм, гарда в диаметре составляет 35 мм.

Рапира спортивная

Спортивная рапира относится к колющему оружию. Ее клинок имеет прямоугольное сечение, к концу он утончается. На конце клинка – элекроконтактное приспособление, которое фиксирует точность укола на соревнованиях. Для рапиры вполне допустимы изгибы при уколах, в отличие от сабли. Гарда рапиры небольших размеров, имеет форму полусферы, диаметром 12 см, глубиной 5,5 см. Требования к размерам спортивной рапиры следующие: вес – около 500гр., длина клинка – 90 см, длина рукояти – 22 см, длина рапиры не должна быть не более 110 см. Спортивная рапира в собранном виде по стандартам имеет длину не более 1,1 метра и вес не более 0,5 кг.

Для детского фехтования существуют «детские рапиры», они имеют небольшой вес и меньшую длину. Кроме того, ее производят из синтетического материала, она имеет утолщенный конец и мягкий наконечник. Длина ее клинка – не более 85 см, гарда и рукоятка вместе – не более 20 см, вес – не более 350 гр.

Правила соревнований по фехтованию.

Какие уколы считаются нанесенными.

В соревнованиях рапиристов засчитываются те уколы, которые достигли поражающей поверхности: полностью туловище спереди и вся спина до пояса. Эти уколы называются нанесенными. Если укол нанесен на руки или ноги, попал на маску, то это не считается нанесенным уколом. Более того, бой после этого прекращается.

В соревнованиях саблистов засчитываются уколы, которые нанесены острием сабли, а также удары клинком. В отличие от рапиристов, у саблистов поражаемой поверхностью являются все части тела, располагаемые над условной горизонтальной линией, если ее провести через условные углы, которые образует тело и бедра спортсменов при боевой стойке. Если удары или уколы при фехтовании на саблях нанесены вне этой поверхности, то они не считаются нанесенными, однако, при этом бой не прекращается.

В соревнованиях шпажистов засчитываются все уколы, в любую часть тела противника, если они нанесены острием шпаги.

Поле боя и костюм для фехтования.

Поле для соревнований по фехтованию должно иметь определенные размеры: по ширине от 1,5 до 2 метров, а по длине 1,4 метра. Перед тем, как вступить в бой, фехтовальщики находятся на расстоянии два метра от середины поля. При пересечении одним из спортсменов во время боя заднюю границу поля, ему фиксируется штрафной укол. Комплект одежды для фехтования состоит из фехтовального костюма, гетр, перчаток и маски.

Фехтовальные бои.

Руководство фехтовальными боями осуществляет судья, в распоряжении которого находится электрофиксатор. Судья решает, нанесен укол или нет, опираясь на правила для каждого вида оружия. Команды фехтовальщикам отдаются на французском языке, который признан официальным в ФИЕ.

У фехтовальщика есть право на атаку противника, если тот не пытается нанести укол. После того, как противник отбил атаку, он получает право на ответный укол. Больше всего на дуэль по правилам похожи соревнования на шпагах. Победителем считается того, кто опередит противника на четверть секунды с нанесением укола. Если уколы нанесли оба фехтовальщика, но пауза между ними меньше четверти секунды, то уколы засчитываются обоим. А вот если бои идут на рапирах и саблях, то судья, прежде чем вынести решение, проводит анализ схватки, в отличие от боев на шпагах, там ориентир идет только на показание электрофиксатора.

Чтобы фиксировать уколы, спортсмены на соревнования надевают токопроводящую куртку. Как уже говорилось выше, рапира и шпага на конце имеют наконечник, из которого идут проводки по желобу клинка к розетке внутри гарды. Перед тем, как начать бой, фехтовальщик соединяет свое оружие к шнуру, находящемуся под курткой. А этот шнур, в свою очередь, соединен, посредством катушки с аппаратом, который считывает уколы. Если укол зафиксирован, на нем загорается индикатор или подается звуковой сигнал. В конце 20 века появились новые аппараты – без катушек.

В соревнованиях на рапирах, нанесенные уколы сигнализируются красной лампой со стороны одного противника и зеленой со стороны другого. Если укол не засчитывается, то загорается белая лампа.

Если соревнования по фехтованию идут на шпагах, то используются лампы только красного и зеленого цвета. То есть судья смотрит, где скорее зажглась лампа. Если это происходит одновременно, то обоим участникам засчитываются уколы. Чтобы уколы, которые случайно попадают в пол, не считывались аппаратом, пол покрывают специальной металлической дорожкой.

Личные соревнования по фехтованию проходят по следующей схеме:

1) тур отборочных групп. В этом туре бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. Победители заносятся в таблицу следующего тура.

2) тур прямого выбывания. В этом туре бой идет до пятнадцати уколов. Общее время боя – девять минут. Бой разделен на три периода по три минуты, между которыми предоставляется отдых одну минуту.

3) финал, в котором остаются от 4-х до 8-ми фехтовальщиков.

Командные соревнования фехтовальщиков проводятся в виде эстафеты. Каждый из спортсменов одной команды выходит на бой с каждым спортсменом другой команды. Проводится всего девять схваток. Каждый бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. А второй бой каждая пара фехтовальщиков начинает со счета предыдущего боя.

Бои ведутся до тех пор, пока один из участников не станет победителем. Если же они показывают одинаковые результаты, то им дается еще одна минута, в течение которой выигрывает тот, кто нанес укол.

Кроме того, читайте на сайте:

день рождения

Мне сегодня 33... С утра плохое настроение и желание стереть в порошок окружающих... Некоторая доля спиртного помогла улучшить состояние... Последние несколько лет такое настроение в день рождения - …

До чемпионата России - считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.

История

Фехтование - один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие - рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.

Костюмы и оружие

Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков - дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.

Изменился и материал костюмов. Ещё 30-40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар - лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.

Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.

Французская терминология

Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:

Ан гард (En garde) - К бою. Команда участникам занять свои позиции.

Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) - Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.

Алле! (Allez!) - Начинайте! Команда к началу поединка.

Альт! (Halte!) - Стой! Остановка боя.

А друат (À droite) - Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.

А гош (À gauche) - Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.

Кудубль (Coup doubles) - Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.

Па конте! (Pas compter!) - Не считать. Недействительный удар.

Быстрота

Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами - на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.

Общие правила

Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.

Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.

Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании - вида оружия.

Рапира

Рапира - колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9-12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.

Основное в фехтовании на рапирах - право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.