Главная · Кулинария · Что такое уважать человека. Уважение в отношениях: от функции к Личности. Что такое Уважение? Определение и правила

Что такое уважать человека. Уважение в отношениях: от функции к Личности. Что такое Уважение? Определение и правила

Уважение

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.

По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Анализом понятия «уважение» занимались Кант, Бубер и Левинас.

В психотерапии

Уважение - это установка по отношению к больному. Это относится к обстоятельствам его судьбы и его жизненному статусу, то есть ко всей личности больного и его стратегии борьбы с болезнью.

Уважение к неприкосновенности личности (другого человека и своей) является основой развития терапевтических отношений. Особенно это относится к пациентам, страдающих тяжелыми расстройствами.

В социальной работе

Уважение к людям - важный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы.

В праве

Уважение государственного суверенитета

Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Данный принцип закреплён Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Уважение достоинства личности

Уважение достоинства личности, прав и свобод человека - прямая обязанность всякого государства. При этом человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, что также обеспечивается мерами государственной поддержки.

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Подобный принцип закреплён и в конституциях многих других государств мира. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. Статьёй 110-с Конституции Норвегии предусмотрено, что обязанностью государственной власти признаётся уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом. В соответствии с абзацем 3 ст. 33 Конституции КНР государство уважает и обеспечивает права человека. Статьёй 10 Конституции ЮАР установлено, что каждый имеет неотъемлемое достоинство и право на уважение и защиту своего достоинства. И т. д.

Конкретизация принципа уважения достоинства личности производится в текущем законодательстве.

Так, согласно ст. 9 - «Уважение чести и достоинства личности» - УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1); никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2).

Органы полиции также обязаны осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества возложена и на сотрудников ФССП России.

Примечания

  1. 1 2 3
  2. 1 2 3 4
  3. Уважение // А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)
  4. Уважение к людям // Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
  5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Тираж 60 000 экз. - ISBN 5-86225-578-8. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - С. 712-713.
  6. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук
  7. Кашепов В. П. Комментарий к ст. 21 Конституции РФ//Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Издательство БЕК, 1996. ISBN 5-85639-159-4; ISBN 3-406-41136-3
  8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1
  9. Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с
  10. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33
  11. Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10
  12. Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5
  13. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2

Ссылки

  • Уважение // В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  • Уважение // Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
  • Respect (англ.) // Stanford encyclopedia of philosophy
  • Respect - What it is, Where it comes from, Difference between fear, obedience and respect (англ.)
  • respectresearchgroup.org (англ.)
Категории:
  • Межличностные отношения
  • Философские термины
  • Этика

уважать это:

уважать уважа́ть глаг. , нсв. , употр. часто Морфология: я уважа́ю , ты уважа́ешь , он/она/оно уважа́ет , мы уважа́ем , вы уважа́ете , они уважа́ют , уважа́й , уважа́йте , уважа́л , уважа́ла , уважа́ло , уважа́ли , уважа́ющий , уважа́емый , уважа́вший , уважа́я 1. Если вы уважаете кого-то, то это означает, что вы относитесь с почтением к этому человеку, признаёте его положительные качества, прислушиваетесь к его советам и т. п.

Уважать старших, родителей. | Уважать кого-то за мужество, честность, верность долгу. Уважать в человеке личность.

2. Если вы уважаете чьи-либо чувства, убеждения и т. п., то это означает, что вы по отношению к этому человеку ведёте себя осторожно, предусмотрительно, считаетесь с его чувствами, убеждениями.

Уважать чувства близких. | Уважать человеческое достоинство.

3. Если вы уважаете чьи-либо порядки, обычаи, то это означает, что вы их не нарушаете, относитесь к ним серьёзно.

Уважать правила, законы гостеприимства. | Уважать чужую веру.

4. Если вы уважаете закон , то это означает, что вы его соблюдаете, не нарушаете его, ведёте себя так, как этот закон предписывает.

Уважать законы государства. | Уважать право собственности. | Уважать авторские права. | Государства участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга.

5. Если вы говорите, что кто-то уважает какое-то вкусное блюдо, то это означает, что этому человеку это блюдо очень нравятся; разговорный стиль.

Водочку я крепко уважаю! | Ты огурчики солёные уважаешь?

уважи́тельный прил.

Уважительный тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать?

Александра

Зайди на сайт. Не пожалеешь. http://www.mg42.info/ehre.htm
Фразу взяла там. Согласна.
Любя, ты стремишься делать любимому человеку добро. Уважая, ты признаешь за ним право самому решать в каждом случае, что же для него есть это самое “добро”.

Мне бы твои уста

Ну. если Вы до сих пор не знаете,
что такое уважать (?!) то как же Вы
хотите, чтобы Вас уважали, ценили,
дорожили Вами и Вашим мнением?!
Срочно начинайте с себя. Как вы пятую
Заповедь исполняете?" Чти отца и матерь
твою - да продлятся дни твои на земле. "

Пользователь удален

привет)))
очень сложный вопрос может быть для тебя, хотя и для многих...
уважать - это значит видеть в человеке то что тебе нравится и ты стремишься к этому...
есть понятие... я уважаю его (стоит перед убитым врагом)-мучинам это более понятно.
это слово больше подходит мужчинам - женщина должна любить...
в любом случае понятие уважение как слово - это протеворечивое понятие, типа я люблю и ненавижу... но люблю больше - вылезает уважение...
Точное понимание - вым нравится человек, но и не нравится, но нравится больше.проявляется сильнее если он (человек) затронул ваш инстинкт самосахронения- в втвою пользу...
немного поразмыслил)))

Как объяснить словами, что такое УВАЖЕНИЕ???!

Тихоня

Уважение - это позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности» , позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.

& L i d i a ~ v e l i k s a r ~

Уважение - это прежде всего уважение к своему прошлому. И к своему будущему. Как вы относитесь к старшему поколению, так младшее будет относится к вам
Такого уважения в нашем обществе очень мало... .
---
Ученые выяснили, что если вас окружает почет и уважение, а встречные девушки постоянно улыбаются, то это замедляет старение организма и скинет с вашего возраста один-другой...

Серый

Уважение. . Хм. . Слово эт хорошее. Но уважение бываеть разное - к себе, к чулувеку, к процессу, к.. Да много к чему могёть быть)) А ежели в целом. . Уважение. .
Эмоция, физическое почти ощущение к чему-либо, к кому-либо с чем как минимум хочеццо быть на равне))) И что со всех сторон оцениваеццо положительно)))

Ну непросто мне описАть ощущения енти)))

Простые вещи

Применительно к личности человека.
Уважение есть признание его права быть отдельной личностью. Когда ты допускаешь наличие у него отличного мнения, права на совершение поступков, позволяешь ему быть таким, какой он есть.

Уважение – это категория социального взаимодействия, выражающаяся в соблюдении признания личностного достоинства личности. Опирается понятие уважения на номы морали, нравственности, общей культуры и толерантности, причем проявляемых не только в уровне долженствования, но и в качестве внутренних мотивов.

Данное понятие довольно тяжело описать парой слов, поскольку оно имеет множество граней и составляющих. Этот комплекс включает уровень справедливости и равенства всех людей, причем данные положения во многих странах задекларировано законодательно и имеют общемировую ценность.

Внимательное отношение к чувствам и желаниям человека, толерантность относительно реализации внутренних потребностей также является частью проявления уважения в социальном взаимодействии. Близко граничит понятие с воспитанием и той его частью, которая реализует собственную скромность и деликатность в обращении с другими.

Что это такое

В зависимости от сферы, где используется данное понятие, оно имеет некоторые коррективы. Так в медицине и психологии уважение предполагает определенное установочное отношение к клиенту, подразумевающее полное и безоценочное принятие особенностей жизни, мировоззрения, социального статуса и личностных желаний. Невмешательство в психологический способ преодоления неприятностей или проблем, при том, что в медицинском плане могут даваться рекомендации, но врач должен понимать, что выбор конечного следования им остается за пациентом.

В социальной работе уважение подразумевает равное отношение, независимо от статуса. Уважение к старшим, детям, бездомным или миллиардерам должно находиться на одном уровне. Именно социальное понимание данного термина наиболее близко к житейскому восприятию и внутреннему толкованию уважения.

Поскольку уважение признано общесоциальной нормой и его наличие является необходимым элементом общества на гуманистическом уровне, то понятие и регламентация данного типа взаимодействия закреплена законодательно. На самом широком уровне оно подразумевает признание свободы, территориальной целостности и равных позиций государства среди всех остальных стран мира. Личностные права человека на достойное уважительное обращение закреплены в законах каждого государства и гарантируют поддержку и защиту комфортного, психологически безопасного существования, предусматривая наказания для нарушителей. Найти все правовые положения можно в категории о защите чести и достоинства человека.

На уровне взаимодействия уважение появляется в процессе воспитания, поскольку является внешней социальной, несколько искусственной нормой, которая, однако, помогает регулировать множество разногласий.
Это не врожденное качество, поэтому дети, люди, выросшие вне социального общества или в обществе с низкими культурными нормами, не могут обладать выраженным уважением к окружающим в силу отсутствия примеров данной поведенческой стратегии.

Закрепить уважительную линию поведения можно путем жестких запретов, используя и выполняя предписанные правила. Однако невозможно заготовить список правильный уважительных реакций на все случаи жизни, что, по сути, делает уважение актом творческого приспособления. Это потребность прислушиваться к собеседнику, тонко замечать его реакции потребности. Умение вовремя закрыть неприятную тему, изменить формат взаимодействия – все это моменты проявления уважения к оппоненту, требующие внимательности и эмпатичной настройки.

Являясь частью этического воспитания, уважение имеет собственные правила проявления: справедливость, равенство, искренний и практичный интерес к проявлениям другого. При этом необходимо полное отсутствие принудительных моментов манипуляции или жесткого воспитания. То, как люди могут договариваться, оставаясь на равных, подразумевает активное использование диалогов и нахождения компромиссных решений в спорах.

Отсутствие уважения может свидетельствовать о запущенном воспитательном процессе, неадекватной самооценке. В более серьезных случаях, если человек изменился в худшую сторону, под вопрос можно ставить наличие психических патологий, сопровождающихся нарушением социального взаимодействия.

Нормы общества

Основные общественные нормы, относящиеся к проявлению уважения, сводятся к соблюдению законодательных актов и следованию определенным, не задекларированным правилам. Первоочередным из них является внимание к другим, сравнимое с исследовательским интересом. Это связано с тем, что, только хорошо изучив жизнь и характерологические особенности человека, можно в итоге понимать какая линия поведения не заденет его достоинство, будет способствовать развитию и исключит высокомерие и снисходительность.

Пока не достигнуто понимание собеседника, необходимо учитывать классические правила этикета, высказывать свое отношение в позитивном ключе. Уважение проявляется в благодарности, причем благодарность должна касаться не только тех сфер, где вы непосредственно обращаетесь за помощью, но при любых контактах. Если вам придержали дверь или продавец помог выбрать товар – не важно, что данная деятельность обусловлена их профессиональными задачами, высказанная благодарность проявляет уважение.

Нормы подразумевают оказание внимания, проявляющегося в уместных комплиментах, без пафоса и заискивания, поздравлениях с официальными датами. В представлении людей друг другу действуют определенные правила этикета, и, руководствуясь ими, можно избежать вариантов отсутствия уважения. Имеется и определенный нормативный уклад в отношении людей высших по должности. Он включает отсутствие пререканий, исключение сквернословий, повышения голоса, на критику рекомендуется реагировать подчинением, за оказанную поддержку благодарить.

Уважение в отношениях мужа и жены воспринимаются, как первоочередная ступень. Во многих традициях браки возможны при отсутствии любви, но исключаются при отсутствии уважения. При этом не исключена и обратная ситуация, что также зависит от культуральных моментов. Так восточные страны славятся своим отношением к женщинам, где она может иметь все материальные блага, получать огромные дозы внимания, но при этом никогда не сравнится по своему статусу с мужчиной. Место женщины не равноправное, а скорее относится к вещам и приобретениям, что влечет за собой соответствующее отношение и отсутствие уважения. Европа отличается стремлением в равности позиций, отстаиванию прав и свобод, соответственно и в отрасли брака можно говорить о наличии уважения. Минус в том, что обычно у европейцев страдает чувственная часть, которая блокируется множеством социальных норм.

Отдельно стоит отметить возрастные правила уважения, ведь в большинстве культур прививается и даже требуется соответствующее отношение к старшим. Много где почитается возраст во всех проявлениях, от обращения до поведения (донести сумки, уступить место). Однако проблематика находится на другой стороне возрастных критериев – уважительное отношение к детям, которое практически отсутствует и никак не регламентируется. Именно поэтому большинство относятся к ним снисходительно, позволяют унижать достоинство, нарушать границы личности. Стоит понять, что дети являются не только полноправными личностями, но и теми, кто, впитав неуважительное отношение к себе, будет распространять его дальше.

Воспитание данного качества

Уважение не является врожденным личностным качеством, эта категория имеет шансы быть развитой в высокой мере в зависимости от социального окружения. Так, воспитываясь в интеллигентной семье, где изначально всеми соблюдаются нормы этикеты и морали, ребенок автоматически перенимает эту модель взаимодействия. Кажется, что все происходит самостоятельно и кто-то изначально проявляет уважение ко всем, а другой не способен освоить минимальный социальный уровень.

Большое влияние оказывает не только семья, но и тот социум, который окружает ребенка.
Многим правилам взаимодействия учат в школе, прививая подходящие способы реагирования. Сюда можно отнести формальные правила, благодаря которым выстраивается взаимодействие со старшими. Учитель начальных классов, сталкиваясь с новыми детьми, всегда оценивает первоначальный уровень развития социальных навыков каждой личности, относительно чего в дальнейшем и строится воспитательный процесс. Также оценивается общий социальный статус семьи и общее развитие ближайших родственников, возможность достижения с ними общего пути в воспитании.

Помимо личного примера, используются подсказки в корректировке поведения. С теми детьми, которые изначально не знали, как можно проявить уважение, на первых этапах возможны довольно жесткие меры запретов и порицаний. С теми, кто уже овладел нормами, но требуется лишь повышение уровня или детализация и разграничение проявлений возможны советы, мягкие назидания. Если воспитание проводится для группы людей, то хорошо использовать примеры, истории, фильмы и книги с соответствующим содержанием. Дети довольно гибки и быстро впитывают информацию из окружающего мира, что касается взрослых, то ключевым моментом становится не воспитательная направленность, а создание мотивации для изменения. Дальнейший коррекционный процесс возможен благодаря чтению литературы о принятых нормах, а также посещение мест с соответствующим социумом.

Уважение в отношениях

Уважение к партнеру – специфическая предпосылка для проживания хороших парных отношений. Обычно в начале романа о нем задумываются редко: все и так идет, как по маслу, партнер кажется идеальной второй половинкой, а на «мелкие» уколы, обесценивание или пренебрежение глаза закрываются сами собой.

Но это – до поры до времени: отношения в паре редко бывают безоблачными, в конфликтах, ссорах и даже в повседневном общении и мужчины, и женщины часто и быстро «переходят на личности». И нередко страдают от этого больше и сильнее, чем от наличия какой-то проблемы. Проблемой становится отсутствие уважения.

А почемууважение в отношениях так важно? Неуважение к партнеру разрушает его чувство собственной ценности, а вместе с ним – и ту любовь, которая когда-то соединила вас. Отношения, в которых один или оба партнера не чувствуют себя увиденными как Личности, – полны боли и страданий. Конечно, при этом они могут сохраняться годами, но это вряд ли то, о чем вы мечтали?

Примеров того, как проявляется неуважение к партнеру, — в нашей жизни предостаточно.

Одна женщина позволяет себе перебивать мужа каждый раз, когда он хочет что-то сказать. Или раз за разом прилюдно, например, в обществе подруг, нелестно отзывается о своем партнере. В этом незавидном списке и публичная критика и замечания при детях («да что твой папа может!»).

У мужчин способов проявить неуважение не меньше. Не отвечать на вопрос, заданный уже в пятый раз, раздраженно отмахиваться, критиковать внешний вид. Вариантов – много, исход один: страдает уважение в отношениях .

Что объединяет эти примеры?

Очевидное послание: «Такой, какой ты есть на самом деле, – ты мне не ровня. И я могу позволить себе делать с тобой и нашими отношениями все, что захочу». В основе – отсутствие признания у партнера равных с собой прав, отсутствие тактичной, уважительной дистанции по отношению друг к другу.

Истоки подобного массового неуважения друг к другу – в нашем прошлом: несколько поколений выросло под лозунгом «Я – последняя буква в алфавите», когда уважение к Личности было пустым звуком, а человек воспринимался функцией, машиной для выполнения важных государственных задач.

Но давайте вернемся к партнеру. Что чувствует человек, на которого повышают голос или которого бранят?

Чьи чувства, мысли, решения, предложения, потребности и жизненные побуждения решительно и без колебаний обесцениваются раз за разом? Он ранен, в нем возникают сомнения в себе самом («действительно ли я достоин любви, если со мной так обращается тот, кого я люблю?»), а еще он начинает защищаться… Обижаясь, игнорируя, становясь агрессивным…

И это естественная реакция на любое проявление неуважения. Вот только результат таких «военных действий», как правило, печален: любовь испуганно прячется. И чтобы вернуться в отношения, этому хрупкому чувству подчас нужно много времени. Высока цена неуважения.

За что уважать будем?


А как выглядит подлинное уважение в отношениях? Эрих Фромм об этом писал так: «Уважение - это не страх и благоговейный трепет, оно означает способность видеть человека таким, как он есть, в своей индивидуальности и неповторимости ».

Уважать означает признавать автономию Другого: партнер не является вашей собственностью, функцией или вещью. В уважении содержится отказ от желания переделать партнера «под себя» и признание его права не всегда делать то, что нужно вам и тем способом, который подходит вам, а не ему.

Уважать – значит относиться к другому бережно, предупредительно, внимательно, как к величайшей ценности. И относиться так не за то, что другой сделал или совершил (по-другому, «заслужил»), а за его Личность.

Подобное видение требует определенной дистанции в отношениях: только на некотором расстоянии можно по-настоящему присмотреться к другому, по-настоящему разглядеть, КТО перед тобой, и через это – внимательно и бережно обойтись с ним, с его ценностями, мыслями, чувствами, мечтами и… личностными особенностями.

По этой причине иногда в близких отношениях уважать партнера бывает трудно: дистанции-то нет (или она крайне мала). На кого вы скорее повысите голос: на жену (мужа) или девушку (парня), с которым только начинаете отношения? Супруг обычно страдает чаще: он-то уже свой, никуда не денется.

В то же время в отношениях, где люди научились уважать друг друга, ежедневная близость вряд ли будет служить спусковым крючком для неуважительных действий или слов. Можно сказать, уважение в отношениях — фундамент для любви.

От чего зависит уважение в отношениях?


Здесь две доли: ваша и вашего партнера. Если вы уважительны, предупредительны к самому себе, если умеете ценить самого себя, видите свои собственные уникальные черты и особенности, готовы показывать это во вне, а в случае чего – защитить самого себя, скорее всего, для вас уважение в отношениях – не проблема.

А если все как раз наоборот?

Если в повседневной жизни вы мало показываете самого себя? Если нет сил выразить свою точку зрения, свои истинные чувства (или нет ощущения, что вы вправе это сделать в межличностных отношениях)? Если вам трудно показать, что вот так неуважительно обращаться с вами не нужно, и вы никому этого не позволите?

Тогда, вероятно, вам непросто с самим собой, и неуважение – это задача, которую вам еще предстоит решить. Но игра стоит свеч: уважение в отношениях — это путь к гармонии и любви.

Что может помочь?

Дать отпор любому неуважительному обращению помогает ясное и твердое чувство внутри: «Я тоже есть здесь. Обо мне тоже идет речь в этой жизни. И я не дам всему со мной случаться и всему со мной происходить». Если звучит подобная установка, то защищать себя от неуважения и требовать достойного обращения с самим собой становится такой же естественной потребностью, как потребность удовлетворить голод или, например, выспаться.

Но бывает и по-другому: вы можете крепко дружить с самим собой и уверенно отстаивать свое право на уважительное обращение, но раз за разом быть раненым неуважительными проявлениями со стороны партнера. И здесь можно столкнуться с тем, что уже не в вашей власти: с личностными особенностями другого, которые не позволяют ему обращаться с вами должным образом. И тогда это совсем другой вопрос: принять существующее положение дел или принять другое решение.

Словом, уважение в отношениях требует определенной работы над собой. Но она каждому по плечу. Пусть уважение в отношениях станет неотъемлемой частью вашей жизни!

Если же вам сложно самостоятельно разобраться в теме отношений или какой-либо другой, приглашаю Вас на индивидуальную консультацию.

Если вы хотите быть вежливым и почтительным человеком, то старайтесь понять точку зрения других людей и вести себя так, чтобы демонстрировать заботу и отсутствие безразличия. Сама суть уважения в том, чтобы научиться ценить чужую точку зрения, время и пространство.

Шаги

Основы уважения

    Будьте добрым и учтивым человеком. Уважение начинается с осознания чувств других людей. Подумайте, какого отношения к себе вы желали бы в конкретной ситуации, а затем попытайтесь так же относиться к другим. Будьте вежливы и обходительны со всеми: незнакомцами на улице, сотрудниками, одноклассниками и членами семьи.

    • Делитесь с людьми едой, водой и другими благами, если вы заметили такую потребность.
  1. Уважайте личное пространство. Отношение к личному пространству зависит от ситуации. Обычно не следует чрезмерно приближаться к незнакомым людям (например, в метро) и пытаться завести беседу, если они не демонстрируют открытости. Чаще всего в отношении родственников и друзей требования не такие жесткие, но все равно не забывайте обращаться к человеку с уточняющими вопросами.

    • Если вы хотите обнять или поцеловать человека, то подобное поведение не должно быть для него неожиданным, чтобы в случае нежелания от имел возможность пресечь вашу попытку.
    • Спрашивайте разрешения для длительных прикосновений (если вы хотите погладить шею или волосы человека).
    • Вспомогательные средства людей с ограниченными возможностями (трости, коляски) следует воспринимать как продолжение тела человека и не прикасаться к ним без разрешения.

    Вежливое общение

    1. Слушайте собеседника. В разговоре с человеком ваше умение слушать будет главным признаком уважения. Если смотреть на него скучающим взглядом или перебивать человека, вы покажете, что вам нет дела до его слов. Учитесь внимательно слушать и отвечайте лишь после того, как человек закончит свою мысль.

      Думайте, прежде чем говорить. Когда придет ваш черед, формулируйте свой ответ с уважением. Учитывайте услышанное ранее и озвучивайте свое мнение без пренебрежительного отношения к словам человека. Не опускайтесь до оскорблений и грубости.

      • Не ведите себя снисходительно. Не нужно чрезмерно подробно объяснять человеку идею, если он все и так понимает. Например, не учите футболиста бить по мячу.
      • Не будьте высокомерны. Покровительственное отношение к человеку нередко принимают за пренебрежение. Не говорите фраз вроде: «Не забивай этим свою милую головушку», - или: «Девушке не понять, это только для мужчин».
      • Учитывайте обстоятельства, о которых не следует говорить. Если вы едва знакомы с человеком, некоторые вопросы лучше не задавать. Так, при первой встрече лучше не спрашивать у человека, как у него появился большой шрам на лице.
    2. Четко выражайте свои желания. Люди всегда рады помочь, если они точно знают, чего хочет человек. Озвучивайте свои потребности (физические или эмоциональные), чтобы окружающим людям не пришлось гадать, что с вами происходит.

      Выражайте несогласие вежливо. Можно уважать мнение человека, даже если вы с ним совсем несогласны. Ваше несогласие со взглядом не должно затрагивать общее достоинство человека. Например, ваше мнение может идти вразрез с политическими убеждениями коллеги, но при этом нужно ценить как его человека и не оскорблять его достоинство в случае спора.

      • Никогда не оскорбляйте людей во время споров. Не позволяйте мысли: «В этом я не согласен с тобой», - превратиться в: «Ты просто идиот».
      • При необходимости остановите разговор, если ситуация выходит из-под контроля, а вы рискуете сказать слова, о которых впоследствии будете жалеть. Неуважение не принесет никакой пользы. Так вы лишь наживете себе врага.
    3. Учитесь терпению и исходите из добрых побуждений. Порой общаться с людьми непросто: иногда они оговариваются и обличают свои мысли в неподходящие слова. Не торопите человека, а в случае сомнений исходите из предположения, что он делает все возможное, чтобы быть добрым и понять вас.

      Откажитесь от стереотипов. Не стройте предположений о человеке и его взглядах на основе его расовой, половой, религиозной, национальной или другой принадлежности. Каждый человек имеет собственный жизненный опыт и мудрость. Не совершайте неуважительную ошибку и не считайте, будто вы уже знаете человека и его мысли наперед.

      Не распускайте сплетни. Это распространенная форма неуважения, которая часто сходит людям с рук, но сплетничать - это плохая привычка. В этом случае мы начинаем воспринимать людей как персонажей, жизнь которых можно обсуждать, а не как личностей, чувства которых легко ранить. Даже самых странных, надоедливых или несносных людей нельзя регулярно обсуждать, будто их жизнь служит развлечением для других.

      • Если у вас нет хороших слов для человека, то лучше вообще ничего не говорить.
      • Не участвуйте в обсуждении сплетен. Отвечайте: «Мне это неинтересно», - или: «Я не хочу говорить о человека такое, что не сказала бы ему в лицо».
    4. Принесите извинения , если вы обидели человека. Как ни старайся, но каждый из нас иногда задевает другого человека. Ваша реакция на проступок гораздо важнее самой ошибки. Если вы осознаете, что поступили плохо, скажите об этом и принесите свои искренние извинения.

      • Не говорите «но», чтобы оправдать свои действия. Если вы хотите объяснить свое поведение, то лучше сказать «и». Например: «Извини, что я отшатнулась, когда ты сказала о своем аутизме и мне жаль, что я неправильно понимала суть аутизма. Я не хотела тебя расстроить и принимаю такой, какая ты есть». Так вы объясните свой поступок без попытки оправдаться.
    5. Уважайте других, даже если они не уважают вас. Это может быть сложно, но ведите себя мирно и терпеливо. Ваше поведение может стать примером для человека. Если вам грубят, то старайтесь защитить себя, но не опускайтесь до такого уровня.

    Другие аспекты

    1. Почитайте людей, которые заслуживают уважения. Некоторые заслуживают дополнительного уважения из-за своей должности или роли. Директор школы, начальник, религиозный лидер, мэр или королева Англии - все эти люди занимают лидерские позиции, так как они обладают такими качествами, которые заслуживают уважения (по мнению общества). Проявляйте уважение к таким лицам в соответствии с заведенными традициями, будь то обращение по имени и отчеству или поклон королеве.

      • Старшие люди также заслуживают дополнительного уважения. Уважайте родителей, бабушек и дедушек, а также других старших за мудрость, которой они делятся с вами.
      • В некоторых случаях важно различать, когда наделенный властью или авторитетом человек не заслуживает дополнительного уважения и почитания. Если он предал ваше доверие и вы утратили к нему уважение, то это ваш личный выбор, на который вы имеете полное право. Иногда подобное противостояние авторитетам показывает наше уважение к себе и другим людям, на которых также распространяется власть такого человека.
      • Уважительное поведение покажет людям, что вы переживаете не только о других, но и о себе. А как известно, самый важный аспект уважения - это уважение к самому себе. В ином случае люди не будут уважать вас.
      • Во время разговора дружелюбно смотрите в глаза собеседнику.
      • Важно помнить, что ваши слова могут влиять на окружающих. Представьте, что перед вами стоите вы сами и к вам обращаются вашими же словами.

      Предупреждения

      • Уважать различия - не значит терпеть людей, которые пропагандируют угнетение других. Скажем, если ваш сосед придерживается радикальных взглядов и считает, что определенные люди должны умереть, то такое убеждение не заслуживает уважения или принятия. Уважать и защищать чужую безопасность важнее, чем уважать взгляды людей, убежденных в допустимости насилия.

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.